Мотоцикл
Мотоци́кл (от мото… и греч. κύκλος – круг, колесо), двухколёсное транспортное средство с боковым прицепом (коляской) либо без него, имеющее двигатель внутреннего сгорания объёмом более 50 см³ (в случае применения электродвигателя – номинальная мощность свыше 4 кВт). Масса мотоциклов не превышает 400 кг; число посадочных мест не более трёх, включая место водителя. К мотоциклам относятся также трёх- (трициклы) и четырёхколёсные (квадроциклы) транспортные средства, имеющие максимальную массу не более 400 кг. Разновидность мотоцикла, отличающуюся более комфортабельной посадкой водителя («как на стуле»), называют мотороллером.
Мотоцикл состоит из нескольких групп механизмов: двигателя, трансмиссии, ходовой части, электрооборудования – смонтированных на трубчатой раме. Одно- или многоцилиндровый двигатель может быть двухтактным или четырёхтактным, диапазон мощностей двигателей составляет от 22 кВт (при объёме двигателя 125 см³) до 220 кВт и более (при объёме двигателя свыше 1000 см³) в спортивных моделях мотоциклов. Система подачи топлива в двигатель карбюраторного или инжекторного типа. Охлаждение двигателя – встречным потоком воздуха, реже – жидкостное. В трансмиссию входят сцепление, коробка передач, передняя (моторная) и задняя (главная) передачи. Сцепление представляет собой одно- или многодисковую муфту. Коробка передач шестерёнчатая, обычно имеет от 2 до 6 передач. Передняя передача (от двигателя к коробке) цепная, реже шестерёнчатая. Задняя (от коробки передач к заднему колесу) цепная, реже – карданный вал. В современном мотоцикле часто применяют автоматические трансмиссии с бесступенчатым изменением крутящего момента. Двигатели первых мотоциклов заводились «с ходу»; мотоциклист, выключив сцепление, бегом разгонял машину с включённой передачей, прыгал на ходу в седло и включал сцепление. Двигатель заводился силой инерции движущегося мотоцикла через трансмиссию. В 1930-х гг. появился т. н. кикстартёр – устройство, состоящее из рычага (педали), соединённого храповым механизмом с двигателем. На современном мотоцикле чаще всего применяется запуск электрическим стартёром. На некоторых мотоциклах стартёр конструктивно объединён с генератором в агрегат, называемый диностартёром. Ходовая часть включает в себя раму, переднюю и заднюю вилки, колёса и органы управления. В электрооборудование входят источники питания, приборы зажигания, освещения и сигнализации, а также электронные системы управления двигателем и трансмиссией. Современные мотоциклы оснащаются системами безопасности (управляемая подвеска, антиблокировочная система тормозов и т. п.).
По назначению мотоциклы делятся на дорожные, спортивные и специальные (патрульные, эскортные, грузовые и т. п.). Дорожные мотоциклы бывают одно- или двухместные; используются с боковым прицепом или без него как средство индивидуального транспорта. Наиболее разнообразны конструкции спортивных мотоциклов. Падение спроса в 1990-е гг. на дорожные мотоциклы обусловило активную специализацию их типажа, основанную на различных дисциплинах мотоциклетного спорта. Например, характеристики скоростных мотоциклов (развитые обтекатели и низкий силуэт) отвечают требованиям шоссейных кольцевых мотогонок, основные признаки внедорожных мотоциклов типичны для спортивных моделей, предназначенных для мотокросса и триала. Появление в конце 1960-х гг. арочных шин низкого давления привело к созданию сначала двух- и трёхколёсных внедорожных мотоциклов, а с 1980-х гг. – квадроциклов. В 1970-х гг. появились мотоциклы типа «неоклассик», представлявшие собой дальнейшее развитие традиционных мотоциклов с элементами оформления в стиле ретро.
Патент на мотоцикл был получен немецким инженером Г. Даймлером 29 августа 1885 г., первый мотоцикл был продемонстрирован им же в ноябре 1885 г. Машина массой 50 кг имела деревянную раму с установленным в её центральной части одноцилиндровым двигателем рабочим объёмом 264 см³; трансмиссия представляла собой ременную передачу. Мотоциклы, как транспортные средства значительно более дешёвые, чем легковые автомобили, получили широкое распространение в 1-й половине 20 в., однако в дальнейшем, с развитием массовой автомобилизации, спрос на мотоциклы (главным образом на дорожные) уменьшился. В странах Европы осталось лишь ограниченное число мотоциклетных марок, поддерживаемое строгими экологическими стандартами. В США с 1930-х гг. сохранились только две национальные марки: «Harley-Davidson» и «Indian», имеющие статус культовых среди байкеров. Начиная с 1960-х гг. первенство в производстве мотоциклов принадлежит японской промышленности. В конце 20 в. транспортные проблемы больших городов (заторы, снижение скорости движения, затруднения при парковке) привели к возрождению интереса к мотоциклу как к удобному городскому и пригородному виду транспорта. С 1990-х гг. начался бурный рост выпуска китайских мотоциклов, объём их производства составляет до десятков млн в год (в 2008, например, произведено 27,5 млн единиц). Основной рынок сбыта мотоциклов – азиатские страны. В 2006 г. в 11 странах Азии продано 32,9 млн ед. (в Европе – лишь 2,5 млн). В 2020 г. по всему миру было продано 44,5 млн ед.
Производство первых отечественных мотоциклов «Россия» осуществил А. А. Лейтнер в 1903–1914-х гг. В СССР в 1924 г. под руководством П. Н. Львова спроектирован мотоцикл «Союз». Первыми массовыми отечественными моделями стали мотоциклы Л-300 (инженер П. В. Можаров, 1930; серийное производство с 1933 в Ленинграде) и ИЖ-7 (выпускался в Ижевске с 1933, модель аналогична Л-300). Главные центры мотостроения – заводы в Ирбите (мотоциклы марки «Урал»), Ижевске и Коврове. С конца 1970-х гг. по начало 1990-х гг. по производству мотоциклов СССР занимал 2-е место в мире после Японии. Резкое падение спроса на мотоциклы в конце 20 в. привело к значительному сокращению производства мотоциклов отечественных марок. Постепенное восстановление выпуска мотоциклов в РФ наметилось лишь в 2000-х гг.