Моторное судно
Мото́рное су́дно, моторная лодка, относительно небольшое плавсредство, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем. Размер моторных лодок варьируется от миниатюрных судов, предназначенных для перевозки одного человека, до морских судов длиной 30 м и более. Большинство моторных лодок вмещают 6 или меньше пассажиров. Моторные лодки используются в рекреационных целях для путешествий по воде и для занятий такими видами спорта, как плавание, подводное плавание, катание на водных лыжах и др. В спорте они используются для гонок, а также в соревнованиях по пилотированию и навигации.
Наиболее распространённые типы моторных лодок классифицируются по способу установки двигателя. У моторного судна с внутренним мотором двигатель установлен внутри корпуса, а приводной вал проходит через корпус. Лодка с подвесным мотором имеет переносной съёмный мотор с приводным валом и гребным винтом, который крепится зажимами или болтами к корме или в нише внутри корпуса. Двигатель моторной лодки обычно вращает гребной винт. Для мелководья существуют такие разновидности, как гребное колесо, воздушный винт и водоструйный насос. Два основных типа корпусов, используемых на моторных судах, – это водоизмещающие корпуса, которые толкают воду, и глиссирующие корпуса, которые скользят по поверхности воды. Водоизмещающий корпус имеет V-образное или круглое днище, относительно глубокую осадку, острый нос и узкую корму. Глиссирующий корпус, напротив, имеет плоское днище, которое на более высоких скоростях поднимается на поверхность и скользит по воде, тем самым уменьшая трение и сопротивление между корпусом и водой.
Моторные лодки бывают разных типов. К ним относятся паромы, рыбацкие лодки, моторные баржи, буксиры, каботажные суда, пассажирские, топливные и водные катера и многие другие. Различные типы малых военно-морских судов также можно рассматривать как моторные лодки.
В середине 1800-х гг. немецкий инженер и изобретатель Г. Даймлер произвёл революцию, создав улучшенную версию двигателя внутреннего сгорания не только для автомобилей, но и для лодок. Использование моторных лодок стало популярным в Европе и Северной Америке на рубеже 19–20 вв. К 1910 г. производители подвесных моторов выпускали моторы, которые можно было легко отсоединять от одного судна, настраивать, транспортировать и присоединять к другому. Переход от ранних водоизмещающих корпусов к глиссирующим корпусам, как и новые типы двигателей, значительно увеличили скорость моторного судна. Средняя скорость лодки – победителя в первой гонке на Кубок Хармсуорта в 1903 г. составляла 31,4 км/ч, а у победителя первой гонки за Золотой кубок – 37,9 км/ч.
В 1-й половине 1940-х гг. мир был поглощён Второй мировой войной 1939–1945 гг., ресурсы были ограничены, и лодочная промышленность была сосредоточена на строительстве лодок для военных нужд. Благодаря разработкам в области военных лодок, началу этого десятилетия приписывают появление усовершенствованных лодок из стеклопластика. Они стали доступны по цене, долговечны и не требовали особого ухода.
Использование моторных лодок в спортивных целях значительно расширилось во 2-й половине 20 в.