Многокрасочная печать
Многокра́сочная печа́ть, полиграфическое воспроизведение изображений оригинала на оттиске (отпечатке) двумя и более красящими веществами (красками, чернилами). Многокрасочная печать может быть штриховая (графика, диаграммы, чертежи), растровая (фотографии, акварель, живопись) или комбинированная (карандашные рисунки с полутонами, растушёвка, витражи). Различают 2 вида многокрасочной печати: печать отдельных участков красками разных цветов без наложения фрагментов друг на друга; печать с наложением друг на друга и совмещением изображений красок разного цвета (триадная печать) – например, при воспроизведении цветных фотографий в печатной продукции.
В первом случае применяют, как правило, краски из каталога Pantone (принятый стандарт в полиграфии – система шкал цветового охвата). При пантонной печати каждый цвет изображения (выбирается и задаётся по шкале Pantone) печатается краской соответствующего оттенка. Таким способом, обычно используя одну, две или три краски, печатают технические журналы, брошюры, газеты, бланки, визитные карточки и др.
Второй способ основан на том, что любой цвет и многоцветное изображение могут быть получены с помощью трёх красок (базовая многокрасочная печать). При базовой (триадной) печати используют голубую (Cyan), пурпурную (Magenta), жёлтую (Yellow) краски с добавлением корректирующей чёрной (blacK) – CMYK. Для синтеза цвета на оттиске для каждой CMYK-краски изготавливают отдельную печатную форму с изображением, состоящим из мелких (не видимых глазом) растровых элементов, определяющих количество краски соответствующего цвета. В печатной форме площадь, занимаемая растровыми элементами, определяется содержанием данного цвета в оригинальном изображении. Процесс «расслоения» изображения оригинала на отдельные цвета – цветоделение проводят до изготовления печатной формы или во время её изготовления. Например, печатная форма для жёлтой краски содержит растровые элементы для участков оригинала жёлтого, зелёного, красного и чёрного цвета. Последовательно перенося изображения с каждой печатной формы на один и тот же лист бумаги, совмещая все изображения, получают цветное изображение на оттиске. При этом на запечатываемом материале воспроизводится почти всё многообразие цветов оригинала. Преимущества трёхцветного синтеза заключаются в использовании минимума цветов, возможности управлять процессом синтеза и качеством репродукции. Если при воспроизведении изображения основной набор красок не обеспечивает требуемый цвет, используют дополнительные краски: иногда шесть (гексахром – голубая, пурпурная, жёлтая, синяя, красная или зелёная и чёрная) или семь (Hi-Fi – голубая, пурпурная, жёлтая, синяя, красная, зелёная и чёрная) и более красок. Многокрасочная печать осуществляется на однокрасочных, двухкрасочных или многокрасочных печатных машинах, агрегатах, принтерах и множительных аппаратах с использованием печатных технологий четырёх способов печати – высокой, плоской, глубокой и трафаретной (см. Печатное оборудование).