Синтез цвета
Си́нтез цве́та, получение различных цветов с помощью нескольких основных (первичных) излучений или красок; используется при печати полноцветной полиграфической продукции. Комбинация световых лучей воспринимается человеческим глазом как луч нового цвета. В теории синтеза цвета выделяют аддитивный и субтрактивный виды.
Аддитивный синтез цвета основан на оптическом смешении излучений базовых цветов (красного, зелёного и синего – RGB, Red, Green, Blue). Используется при воспроизведении цвета в телевизионных и компьютерных мониторах. Возникает также при растрировании в полиграфии, когда тёмные участки воспроизводятся крупными растровыми элементами, а светлые – более мелкими (т. н. автотипный синтез). Смешение цветов мелких разноокрашенных участков с образованием единого для них цвета имеет место при синтезе цвета на оттисках высокой и офсетной (плоской) печати, на картинах живописи – направление пуантилизм (см. Неоимпрессионизм).
Субтрактивный синтез цвета основан на получении цвета в результате вычитания отдельных спектральных составляющих из белого света. Часть света, попадая на цветной оттиск, поглощается краской (вычитается), а другую часть в виде светового потока улавливает человеческий глаз. В полиграфии данный вид синтеза цвета основан на предварительном смешении триадных красок (голубого, пурпурного, жёлтого и чёрного – CMYK, Cyan, Magenta, Yellow и BlacK). Разные оттенки получаются в результате наложения растровых элементов красок при печати. Законы синтеза цвета сформулированы Г. Г. Грассманом в 1853 г. и включают:
1) «закон трёхмерности» – любой цвет однозначно выражается тремя цветами, если они линейно независимы (линейная независимость заключается в том, что нельзя получить никакой из указанных трёх цветов сложением двух остальных);
2) «закон непрерывности» – при непрерывном изменении излучения цвет изменяется также непрерывно;
3) «закон аддитивности» – цвет смеси излучений зависит только от их цветов, но не от спектрального состава.