Мюллер Фридрих
Мю́ллер Фри́дрих (Иоганн Фридрих Мюллер, Johann Friedrich Müller; прозвище Мюллер-живописец, Maler Müller) (13.1.1749, Кройцнах, ныне Бад-Кройцнах – 23.4.1825, Рим), немецкий поэт, драматург, живописец, график.
Сын пекаря. Учился живописи в Цвайбрюккене; с 1774 г. жил в Мангейме, служил придворным живописцем. Сотрудничал в Musenalmanach («Альманах муз») И. Г. Фосса; был знаком с И. В. Гёте.
Литературное творчество Мюллера – в русле движения «Буря и натиск». Наиболее известен как автор идиллий: на библейские сюжеты (под влиянием С. Геснера) – «Умерщвлённый Авель» («Der erschlagene Abel», 1775) и др., в античном духе – «Сатир Мопсус» («Der Satyr Mopsus», 1775), а также бытовых, отличающихся яркими юмористическими зарисовками крестьянской жизни, – «Стрижка овец» («Die Schafschur», 1775), «Чистка орехов» («Das Nußkernen», 1776). В ряде драматических произведений Мюллера присутствует образ Фауста, позаимствованный из народных книг и репертуара кукольного театра: «Сцены из жизни Фауста» («Situation aus Fausts Leben», 1776); незавершённая драма «Жизнь и смерть доктора Фауста» («Doktor Fausts Leben und Tod», другое название – «Жизнь Фауста, переложенная в драму Мюллером-живописцем», «Fausts Leben dramatisiert vom Maler Müller», 1778).
Среди других сочинений: драмы «Голо и Геновева» («Golo und Genoveva», 1775–1781, опубликована в 1811), созданная на основе народной книги о Женевьеве Брабантской и ориентированная на историческую драму Гёте «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» («Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand», 1773); «Ниоба» («Niobe», 1778) на сюжет древнегреческого мифа, в которой главная героиня фактически выступает как женский вариант образа Прометея.
С 1778 г. в Риме, занимался преимущественно изобразительным искусством. Испытал влияние А. Р. Менгса и И. И. Винкельмана. Исполнял портреты, пейзажи, зарисовки животных; композиции на религиозные и мифологические сюжеты («Гименей с факелом», 1799, Новая пинакотека, Мюнхен).