Миллер Валентин Фридрихович
Ми́ллер Валенти́н Фри́дрихович [20.9(2.10)1896, Санкт-Петербург – 18.1.1938, там же], российский историк западноевропейского искусства, литератор.
Учился в Училище Святой Анны (Анненшуле), затем поступил в Училище ордена Святой Екатерины (окончил в 1915). Осенью 1915 г. поступил на инженерно-строительное отделение Императорского Санкт-Петербургского политехнического института, но уже в 1916 г. был мобилизован и отправлен на фронт. Вернулся в Петроград (ныне Санкт-Петербург) в 1918 г., в 1919–1920 гг. служил в комитете по топливу, в 1920–1921 гг. – в Красной Армии помощником командира роты.
Занимался в студии Н. С. Гумилёва «Звучащая раковина», принял участие в одноимённом литературном сборнике (1922, стихотворения «Сердце – трепетная урна», «Тогда стоял безлиственный Апрель», «Сердце ветра бьётся неровно»). Впоследствии к своим поэтическим опытам относился с иронией, в 1925 г. об участии в студии Н. С. Гумилёва отозвался так: «Занимался литературно-художественной деятельностью, которой в настоящее время значения не придаю» (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 553. Л. 9 об.; цит. по: Миллер. 2006. C. 78).
После публикации статьи «Французская живопись 17-го и 18-го вв. в новых залах Эрмитажа» (альманах «Город», 1923), получившей высокую оценку профессора И. И. Жарновского, В. Ф. Миллер был принят на должность научного сотрудника 2-й категории (без жалованья) Института истории искусств, в 1925–1929 гг. там же учился в аспирантуре и преподавал на курсах. Изучал творчество А. Ватто, прочитал 5 докладов в Институте истории искусств: «Заимствования у Ватто», «Система приёмов Ватто», «Искусство Ватто: заключительная глава исследования», «Ватто и Рембрандт», «Ансамбль из трёх картин Ватто» (в переводе на немецкий язык опубликован в журнале Zeitschrift für bildende Kunst, Heft 1, 1926–1927. С. 255–272), тезисы докладов хранятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства в Санкт-Петербурге (ф. ГИИИ, оп. 1. Д. 27, 28). Под руководством Дж. А. Шмидта работал над темой «Контраст в изобразительном искусстве послеренессансных столетий».
С 1929 г. работал в Эрмитаже: инвентаризатор, затем временный и. о. хранителя Отделения французской и английской живописи, позже временный и. о. заведующего отделом Картинной галереи. В октябре 1930 г. по причине расформирования отдела назначен действительным членом «отделений эпохи феодализма и эпохи первоначального накопления по отделу Запада».
Автор книги о жизни и творчестве Гюстава Курбе (1935), опубликовал статью об Адольфе фон Менцеле (журнал «Искусство», 1936, № 3), написал статьи для Большой советской энциклопедии (тома 34, 35) о Г. Курбе, Ф. фон Ленбахе, М. Либермане, Ж-Э. Лиотаре и др. Выступал с докладами о Н. Пуссене: «Этюды о Пуссене», «Ранние произведения Пуссена», «Творческий путь Пуссена», «Вновь найденная неоконченная картина Пуссена» (включены в издательский план Эрмитажа на 1937, но не изданы; впервые опубликованы в 2023). Книга «Немецкая графика периода империалистической войны», над которой он работал в 1936 г., не попала в печать. Последняя публикация – «Выставка бельгийского искусства 19–20 веков: путеводитель» (1937).
В октябре 1937 г. арестован по обвинению в шпионаже, в январе 1938 г. расстрелян. Реабилитирован в 1957 г. ввиду отсутствия состава преступления.
По семейной легенде причиной ареста послужило распоряжение В. Ф. Миллера снять с экспозиции и спрятать в запасниках картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» (около 1668), чтобы уберечь её от продажи. Однако исследовательница Е. Ю. Соломаха на основании архивных документов убедительно доказывает несостоятельность данного утверждения и предполагает, что причиной ареста могли стать обвинения со стороны И. И. Иоффе, который в 1932 г. был назначен действительным членом отдела Запада для осуществления идеологического контроля и работы по марксистско-ленинскому воспитанию кадров. На одном из заседаний научно-производственной конференции (15 января – 5 февраля 1937) Иоффе заявил, что «работник Эрмитажа, а именно В. Ф. Миллер, прочитал лекцию по теме "О народности и реализме в фашистском искусстве", причём, как ему передавали, смысл этой лекции был понят так, что фашисты, это злой народ, но вообще они понимают искусство» (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 312. Л. 9; цит. по: Соломаха. 2006. С. 84). И. А. Орбели резко прервал Иоффе и обвинил его в клевете. Похожий эпизод встречается и в мемуарах искусствоведа М. Ф. Косинского (1904–1975). Он записал свои впечатления от выступления академика Орбели, осудившего «одного из сотрудников Эрмитажа, который проник в кабинет своего коллеги в отсутствие последнего и обнаружил там черновик рукописи, где упоминалось искусство современной (т. е. нацистской) Германии. Последовал донос, в результате которого органами НКВД был арестован крупный специалист по западноевропейскому искусству Валентин Фридрихович Миллер» (Косинский. 1995. С. 204). Иоффе уволили из Эрмитажа 29 октября 1937 г., спустя 3 дня после ареста В. Ф. Миллера.
Первая жена (1926–1928) – поэтесса Фредерика Моисеевна Наппельбаум, вторая жена (с 1931) – Нина Александровна Лившиц (1908–1975), сотрудница Эрмитажа.
8 ноября 2015 г. в рамках проекта «Последний адрес» в Санкт-Петербурге (улица Рубинштейна, 38) установлена памятная табличка с именем Миллера.