Милани Лоренцо
Мила́ни Лоре́нцо, Лоренцо Карло Доменико Милани Компаретти (Lorenzo Carlo Domenico Milani Comparetti) (27.5.1923, Флоренция – 26.6.1967, там же), итальянский католический священник и педагог. Милани занимает важное место в истории критической педагогики и альтернативного образования.
Родился в привилегированной буржуазной семье, воспитывался во Флоренции и Милане. Пережив в юношестве обращение в христианство, после окончания семинарии в 1947 г. принял священный сан. В 1947–1954 гг. служил в тосканском приходе Сан-Донато, в 1954–1967 гг. в тосканском приходе Сант-Андреа-ди-Барбиана близ Флоренции. Последние годы жизни боролся с лейкемией.
С начала священнического служения Милани уделял особое внимание созданию и развитию образовательных инициатив. В Сан-Донато им были созданы и поддерживались народная школа для мальчиков, вечерняя школа, еженедельные семинары-чтения. Внимание итальянской и международной общественности Милани привлёк благодаря деятельности в Барбиане, где в 1954 г. он основал бесплатную негосударственную школу. Педагогические взгляды Милани отражены в составленном под его руководством «Письме к учительнице», основными авторами которого стали восемь учеников школы в Барбиане. Последовательное применение техники коллективного письма показывало, как способность свободно выражать свои мысли в слове помогает детям-беднякам преодолеть чувство социальной ущербности (Борг. 2016). Впервые опубликованное в 1967 г. «Письмо к учительнице» стало одним из заметных предвестников движения 1968 г. в Италии. До настоящего времени этот текст является одним из лучших примеров доступного анализа влияния образовательной системы на формирование социального неравенства.
В Барбианской школе Милани развивал и поддерживал на собственные средства образовательные и рабочие поездки учеников школы в другие страны для освоения иностранных языков на практике. Уделяя большое внимание языковым основаниям социального неравенства, Милани строил содержание обучения вокруг новой и новейшей истории, политической географии, истории профсоюзов, связывая преподавание с опытом учащихся из крестьян. В Барбианской школе не проводилось вступительных испытаний и отбора учеников, активно использовалось взаимное обучение, чтобы соотнести весь образовательный процесс с потребностями отстающих (Борг. 2016). Целью своей педагогической деятельности Милани считал не копирование или ускоренное освоение внешних культурных образцов, а развитие гражданского самосознания. Уважение к самостоятельному человеческому выбору проявилось в поддержке Милани движения сознательного отказа от военной службы. Критика милитаризма, игнорирование актуальных полюсов политической борьбы в педагогической и пастырской деятельности послужили причиной настороженного отношения к Милани в течение его жизни со стороны католических иерархов.
Использование Милани и учениками Барбианской школы статистических данных в наглядной форме, обращение к реальной истории предвосхищает подходы современной гражданской науки (citizen science). Педагогическая деятельность Милани и мировоззрение, выраженное в «Письме к учительнице», послужили важным источником дальнейшего развития критической педагогики (Mayo. 2015).