Петляков Владимир Михайлович
Петляко́в Влади́мир Миха́йлович [15(27).6.1891, село Самбек, ныне в Неклиновском районе Ростовской области – 12.1.1942, Казань], российский авиаконструктор. В 1922 г. окончил Московское высшее техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). В 1921–1936 гг. в ЦАГИ (в КБ А. Н. Туполева). Руководил проектированием крыльев многих самолётов АНТ, созданием и внедрением в серийное производство (1930–1935) первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), высотного четырёхмоторного бомбардировщика дальнего действия ТБ-7 (АНТ-42) – Пе-8 (1936, первый полёт, в 1940 серийное производство), пикирующего бомбардировщика Пе-2 (1939–1940). В начале 1942 г. на самолёте Пе-8 в США для ведения секретных переговоров был доставлен нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов (всего было пройдено 17 800 км воздушного пути, причём значительная часть его над океаном и территорией противника). Петляков занимался также конструированием и одновременно являлся организатором производства аэросаней, глиссеров, торпедных катеров, дирижаблей мягкой системы. С 1936 г. главный конструктор на авиационном заводе. Необоснованно репрессирован, в 1937–1940 гг. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД над бомбардировщиком ПБ-100 (Пе-2). В 1941 г. возглавил КБ на заводе № 22 в Казани, где были продолжены работы над модификациями Пе-2. Погиб в авиационной катастрофе. Сталинская премия (1941). Награждён орденами Ленина (1933, 1941).