Международный аэропорт Воронеж имени Петра I
Междунаро́дный аэропо́рт Воро́неж и́мени Петра́ I (аэропорт Чертовицкое), гражданский аэропорт г. Воронеж, крупнейший по пассажирообороту в Центрально-Чернозёмном экономическом районе, один из запасных для Московского авиаузла.
Аэропорт расположен в 18 км к северу от центра Воронежа, примерно в 3 км к западу от села Чертовицкое (Чертовицы), между автомобильной магистралью федерального значения М-4 «Дон» (участок Обход Воронежа) на востоке и автомобильной дорогой А-134 (подъездная от автомобильной магистрали М-4 «Дон» к Воронежу) на западе; примыкает в границе города. Благодаря своему географическому положению обслуживает жителей Воронежской и шести соседних областей в радиусе около 500 км. Находится на пересечении основных воздушных магистралей Европейской части России, способен обслуживать и российские, и зарубежные воздушные суда, в том числе может быть использован для технических посадок и посадок на запасный аэродром при выполнении регулярных и чартерных рейсов.
Первый гражданский аэродром в Воронеже основан 9 февраля 1933 г. в пойме реки Воронеж, близ Успенской церкви; 10 июля 1933 г. открыто регулярное воздушное сообщение по маршруту Москва – Воронеж – Сталинград (в 1589–1925 Царицын, с 1961 Волгоград). В 1930–1940-х гг. из-за плохого состояния грунтовой взлётно-посадочной полосы (ВПП) гражданские авиаперевозки перенесли на военный аэродром в районе современной улицы Хользунова (в то время – северная окраина города). В 1946 г. на аэродроме открыт аэровокзал. В 1950–1960-х гг. аэропорт обслуживал рейсы местных воздушных авиалиний и полёты сельскохозяйственной авиации.
Строительство нового гражданского аэропорта у села Чертовицкое начато в апреле 1965 г.; введён в эксплуатацию в 1971 г. В 1976 г. длина ВПП увеличена на 300 м, пропускная способность аэровокзала достигла 400 пассажиров в час. В 1970–1980-х гг. наблюдался активный рост объёмов авиаперевозок. Авиапарк насчитывал свыше сотни летательных аппаратов. В начале 1990-х гг. из-за резкого падения пассажиропотока аэропорт начал испытывать значительные финансовые трудности. Приватизация и реорганизация аэропорта привели к оживлению его деятельности. В мае 1995 г. получил статус международного.
В 2006 г. здание и сооружения аэропорта достигли критического износа, в результате чего он оказался на грани банкротства. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в 2008–2016 гг. проведена реконструкция аэропорта: обновлено здание аэровокзала (отремонтирована входная группа, остеклён фасад здания со стороны перрона, завершена отделка помещений, открыты удобные залы ожидания, современные магазины и кафе, установлены современные ТВ-панели, запущено новое оборудование по контролю безопасности, приёму багажа и системы «прилёт-вылет»; пропускная способность аэровокзала составила 240 пассажиров в час), заменено покрытие ВПП, рулёжной дорожки № 3, перрона с местами стоянок самолётов, установлена новая система светосигнального оборудования, укреплены участки в торцах ВПП, разворотные площадки, отремонтированы водосточно-дренажная система, патрульная дорога и ограждение аэродрома, проведены новые инженерные коммуникации. В 2016 г. аэропорт принял первые внутренний и международный грузовые рейсы. С 2019 г. носит имя Петра I.
Международный аэропорт Воронеж – гражданский, совместного базирования с Росгвардией, является аэропортом федерального значения, аэропортом 2-го класса (может обслуживать пассажиропоток от 7 до 10 млн пассажиров в год), с аэродромом класса «В» (с ВПП длиной 2000–2700 м). Категория аэродрома по уровню требуемой противопожарной защиты – 7 (рассчитана на общую длину воздушного судна 39–49 м и максимальную ширину его фюзеляжа 5 м).
Режим работы аэропорта – круглосуточный. Для взлёта и посадки воздушные суда используют одну искусственную ВПП с цементобетонным покрытием, усиленным асфальтобетоном длиной 2500 м и шириной 45 м. ВПП соединена с перроном тремя рулёжными дорожками. Площадь перронной части аэродрома составляет 5,5 га, она оснащена 20 местами стоянок воздушных судов. На основном перроне аэропорта возможно одновременное обслуживание 7 воздушных судов по коду D классификации ИКАО (Международная организация гражданской авиации – International Civil Aviation Organization, ICAO) (самолёты с размахом крыльев 36–52 м и расстоянием между внешними колёсами основного шасси 9–14 м), 13 воздушных судов по коду C (24–36 и 6–9 м соответственно) и 20 воздушных судов по коду B (15–24 и 4,5–6 м).
Через аэропорт осуществляются регулярные и чартерные рейсы по более чем 30 направлениям. Пассажирооборот аэропорта в 2021 г. составил 808 тыс. пассажиров (37-е место среди аэропортов России и 4-е место среди аэропортов Центрального федерального округа после трёх крупнейших московских – Шереметьево, Домодедово и Внуково; максимальное значение достигнуто в 2019 – 853,6 тыс. пассажиров), грузооборот – 140,2 т. Характеристики грузового терминала: площадь холодного склада 450 м2, тёплого склада – 150 м2, склада оперативной обработки грузов – 100 м2; общая производительность 100 т грузов в сутки.
Инфраструктуру аэропорта для полётов используют в первую очередь российские авиакомпании: «Ред Вингс» (возникла в 1999, современные название и статус с 2007; штаб-квартира – в г. Москва), «Сибирь» (S7 Airlines; основана в 1992, современные название и статус с 2006; г. Обь, Новосибирская область), «Уральские авиалинии» (1993; г. Екатеринбург), «Аэрофлот – российские авиалинии» (ведёт историю с 1923, современные название и статус с 2000; г. Москва), «Победа» (2014; лоукостер; г. Москва), «Россия» (ведёт историю с 1934, учреждена как авиакомпания с современным названием с 2011; г. Санкт-Петербург; обе – дочерние структуры группы «Аэрофлот»), «Ямал» (1997; г. Салехард), «Северный ветер» (2008; г. Москва) и др.; а также ряд зарубежных авиакомпаний: турецкая Turkish Airlines (1933; г. Стамбул), армянская Air Dilijans (2015; г. Ереван), узбекские Uzbekistan Airways (1992) и Qanot Sharq Airlines (1998; обе – г. Ташкент), киргизская Avia Traffic Company (2003; г. Бишкек), из ОАЭ Dubai Aviation Corporation (2008, начало деятельности с 2009; г. Дубай) и др.
Аэропорт принимает и отправляет рейсы пассажирских широкофюзеляжных (Boeing 767), узкофюзеляжных (Boeing 737, Boeing 757, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, Embraer 120, Embraer 145, Embraer 170, Embraer 190, Embraer 195, Ту-204, Ту-214, Sukhoi Superjet 100, Як-40, Як-42, Ан-148 и др.), транспортных (DHC-8, Ил-76, Ан-12, Ан-26, Ан-32 и др.), турбовинтовых пассажирских (ATR-42, ATR-72, Ан-24, Ан-28, Ил-18 и др.) самолётов, а также вертолётов всех типов.
Из аэропорта осуществляются регулярные пассажирские авиарейсы в российские города: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Симферополь, Анапа, Краснодар, Сочи, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Норильск и др. (ряд рейсов субсидирует правительство Воронежской области), чартерные авиарейсы – на курорты Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, в Ереван, Ташкент, Бишкек, Ош, Душанбе, Куляб и др.
С 2019 г. компания – владелец аэропорта – «Новапорт» (2007; штаб-квартира – в г. Москва; входит в состав российской международной инвестиционной группы AEON Corporation), с 2013 г. аэропорт находится под контролем управляющей компании «Авиасервис».
В соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. реконструкция аэропорта продолжилась: для приёма дальнемагистральных самолётов с курортов Юго-Восточной Азии на 200 м увеличена длина ВПП, обновлено ограждение по периметру аэродрома, перенесена курсо-глиссадная система, позволяющая повысить безопасность посадки воздушных судов.
Сооружается новый пассажирский терминал аэропорта [проект здания немецкого архитектурного бюро Assmann Beraten + Planen; генеральный подрядчик строительства – группа компаний «ЛИМАКМАРАЩСТРОЙ» (ЛМС)]; заложен 3 декабря 2021 г., сдача в эксплуатацию планируется весной 2024 г., по данным Правительства Воронежской области (площадь 13,8 тыс. м2, пропускная способность 2 млн пассажиров в год).
В восточной части Воронежа, на левобережье Воронежского водохранилища, расположен экспериментальный (испытательный) аэродром Придача (использует Воронежское акционерное самолётостроительное общество), в 25 км к югу от центра города, на правобережье реки Дон, – спортивный аэродром Гремячье (основан в 1933 вместе в Воронежским аэроклубом).