Международный аэропорт Красноярск имени Д. А. Хворостовского
Междунаро́дный аэропо́рт Красноя́рск и́мени Д. А. Хворосто́вского (до 2019 – Аэропорт Емельяново), аэропорт г. Красноярск, один из важнейших транзитных узлов воздушного сообщения между Европой и Азией.
Расположен в 27 км к северо-западу от центра Красноярска, между посёлком городского типа Емельяново (в 16 км к востоку от пассажирского терминала аэропорта), селом Еловое (в 8 км к северо-западу) и деревней Сухая (в 6 км к юго-востоку), в 3 км к югу от автомобильной магистрали федерального значения Р-255 «Сибирь» (Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск), от которой к аэропорту отходит подъездная дорога 04А-300. Ведутся проектные работы по подготовке сооружения железнодорожной линии от станции Бугач в Красноярске до аэропорта (станция Аэрополис; идея её строительства предложена президентом РФ В. В. Путиным во время его визита в Красноярск в марте 2017).
Развитие авиации в Красноярске ведёт историю с 1928 г., от основания Енисейского объединённого авиаотряда, который обслуживал близлежащие населённые пункты и полярные станции. В 1934 г. открыт гидропорт на о. Телячий (Молокова) на реке Енисей. В 1942 г. создан военный аэродром (в районе современных улиц Взлётной, Молокова и Авиаторов, недалеко к северо-востоку от центра города), на котором размещалась эвакуированная Харьковская военная авиационная школа. В 1946 г. на его базе возник гражданский аэропорт. В 1954 г. сооружены взлётно-посадочная полоса (ВПП) и аэровокзал. В 1960–1970-х гг. он стал основным транзитным аэропортом для рейсов из Европы на Восток.
Строительство аэропорта близ Емельяново началось в середине 1970-х гг.; введён в эксплуатацию 25 октября 1980 г. (включал пассажирский терминал площадью около 17 тыс. м2); первый рейс в аэропорт из Москвы совершил самолёт Ил-62. В 1993 г. аэропорт получил статус международного. В феврале 2013 г. на 10-м Красноярском экономическом форуме подписаны соглашения о создании в аэропорту Красноярска крупного таможенно-логистического центра и международного пассажирского и грузового узла. В 2016 г. вошёл в перечень аэропортов федерального значения, в мае 2019 г. ему присвоено имя Д. А. Хворостовского. В ноябре 2019 г. международный аэропорт Красноярск объединён с расположенным в 3 км к востоку региональным аэропортом Черемшанка (открыт в 1988, проект выполнен красноярским институтом «Сибаэропроект», эксплуатацию осуществляет компания «КрасАвиаПорт»). В 2021 г. аэропорт Красноярск стал второй базовой площадкой (после аэропорта Шереметьево в Москве) для национального перевозчика группы «Аэрофлот».
Аэропорт способен принимать воздушные суда любого класса, без ограничений максимальной взлётной массы. Аэродром получил класс «А» (с ВПП длиной не менее 3200 м), его радионавигационное и светотехническое оборудование сертифицировано по 2-й категории Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization) (установлено в 2009, впервые к востоку от Урала), т. е. здесь воздушные суда могут садиться практически при любых погодных условиях.
В 2009 г. аэропорт получил приз конкурса «За активность и целеустремлённость», в 2012 г. признан лучшим в номинации «Большой вклад в развитие производства» среди аэропортов с пассажиропотоком свыше 1 млн пассажиров в год, сертифицирован по международным стандартам Европейского агентства по безопасности полётов (European Union Aviation Safety Agency), в июле 2019 г. признан самым динамично развивающимся аэропортом Евразии. В апреле 2020 г. аэропорт занял 2-е место в рейтинге самых удобных аэропортов России по версии журнала «Форбс».
Режим работы аэропорта Красноярск – круглосуточный. В аэропорту в эксплуатации находится 1 ВПП длиной 3700 м и шириной 60 м. Ширина рулёжных дорожек – по 22,5 м, перрон (длиной 2500 м, шириной 200 м) имеет асфальтобетонное покрытие и оснащён 69 местами стоянок воздушных судов, из которых 9 – для особо крупных самолётов. Аэропорт Красноярск – один из немногих в Сибири, способных принимать сверхтяжёлые транспортные самолёты Ан-225 «Мрия» (это требует исключительной прочности основания ВПП). Пропускная способность аэродрома 24 взлётно-посадочные операции в час.
В структуру аэропорта входят ангарный комплекс для технического обслуживания воздушных судов (единственный такого типа к востоку от Урала), в том числе отапливаемый ангар площадью 5,1 тыс. м2 и неотапливаемый ангар площадью 5,7 тыс. м2. Парк специальной аэродромной техники насчитывает свыше 130 ед.
Пассажирооборот аэропорта составляет 3 774 тыс. пассажиров (2023; 13-е место среди аэропортов России; среди аэропортов к востоку от Урала уступает только аэропортам Новосибирска и Иркутска; в 2022 – 3 092,3 тыс. пассажиров), грузооборот – 19 343 т (2021; в 2020 – 16 426 т). В 2021 г. совершены 18 133 взлётно-посадочные операции.
Через аэропорт осуществляются авиарейсы по более чем 60 направлениям свыше 20 авиакомпаний. Это базовый аэропорт авиакомпаний «НордСтар» (2008; штаб-квартира – в Москве), «Икар» (ведёт историю с 1993, современное название с 2022; аэропорт Емельяново, г. Красноярск), «КрасАвиа» (2007; г. Красноярск; обслуживает главным образом региональные авиарейсы, в меньшей степени дальние, включая международные) и «АЗУР эйр» (2014; Москва). Рейсы также осуществляют российские пассажирские авиакомпании: «Аэрофлот – российские авиалинии» (ведёт историю с 1923, современное название с 2000; Москва), «Россия» (1934, начало деятельности в 1992; г. Санкт-Петербург; в структуре группы «Аэрофлот»), «Сибирь» (S7 Airlines; основана в 1992, современное название и статус с 2006; г. Обь, Новосибирская область), «Уральские авиалинии» (1993; г. Екатеринбург), «Северный ветер» (2008; Москва), «ЮТэйр» (2002; г. Сургут), «ИрАэро» (1999; г. Иркутск), «Аврора» (2013; г. Южно-Сахалинск), «Азимут» (2017; г. Ростов-на-Дону), Smartavia (ведёт историю с 1930; г. Архангельск), «Якутия» (2002; г. Якутск), «Артика» (ведёт историю с 1967, современное название с 2015; г. Мурманск); иностранные авиакомпании: узбекская Uzbekistan Airways (1992; г. Ташкент), киргизские Aero Nomad Airlines (2021), Avia Traffic Company (2003; обе – г. Бишкек) и турецкая чартерная Southwind Airlines (2022; г. Анталья), а также российская грузовая авиакомпания AirBridgeCargo (2003; Москва; подразделение группы компаний «Волга-Днепр»).
Аэропорт принимает и отправляет рейсы реактивных пассажирских широкофюзеляжных (Boeing 747, Boeing 767, Boeing 777, Airbus A310, Airbus A330, Airbus A340, McDonnell Douglas MD-11, Ил-86, Ил-96 и др.), узкофюзеляжных (Boeing 737, Boeing 757, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, McDonnell Douglas MD-80, Bombardier CRJ100 и CRJ200, Embraer 170 и 190, Ту-204, Ту-214 и др.), турбореактивных (Як-40, Як-42 и др.), турбовинтовых (Ан-24, Ан-26, ATR-42, ATR-72, Ил-114 и др.), тяжёлых транспортных (Ан-124 «Руслан», Ан-22 «Антей», Ан-225 «Мрия», Ил-76 и др.) самолётов, а также вертолётов всех типов.
Аэропорт обслуживает авиарейсы в аэропорты многих российских городов (Москва, Санкт-Петербург, Абакан, Томск, Кемерово, Новосибирск, Барнаул, Омск, Нижневартовск, Сургут, Новый Уренгой, Норильск, Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Казань, Оренбург, Махачкала, Минеральные Воды, Сочи, Кызыл, Братск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Якутск, Магадан, Благовещенск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток и др.), в небольшие региональные центры Красноярского края и соседних субъектов РФ, а также в города и на курорты зарубежных стран (Астана, Алма-Ата, Бишкек, Ташкент, Фергана, Наманган, Душанбе, Худжанд, Баку, Анталья, Улан-Батор, Харбин, Пекин, Санья, Бангкок, Паттая, Пхукет, Камрань и Коломбо).
С начала 2000-х гг. ведётся реконструкция аэропорта. Ряд мероприятий осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2021 годы)» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
В 2001–2006 гг. отремонтирована ВПП (покрытие заменено на асфальтобетон с армированной полимерной сеткой), начало следующей модернизации намечено на 2025 г.
В 2009 г. введён в строй грузовой терминал, реконструированный в 2019–2021 гг. в связи с созданием в аэропорту Красноярск крупного международного таможенно-логистического центра (находится под управлением компании «Сибирь Карго Сервис»; пропускная способность 100 тыс. т грузов в год, включая 3,5 тыс. т почтовых грузов; в его составе – зона хранения температурно-чувствительных грузов, в том числе вакцин).
В ноябре 2015 г. началось строительство нового пассажирского терминала, который был открыт в декабре 2017 г. [Терминал 1; архитектурную концепцию сооружения разработала мастерская «Студия» (руководитель – С. И. Шведов, Санкт-Петербург); генеральный проектировщик – группа компаний «Спектрум»; концепция оформления интерьера создана при участии дизайн-группы ArtStyle]. Его параметры: площадь 58,7 тыс. м², пропускная способность 1302 пассажиров в час (от 2,5 млн до 5 млн пассажиров в год), действуют 26 стоек регистрации и 7 транспортёров для обработки багажа. Терминал оснащён системой 5-уровневого досмотра багажа, 6 телескопическими трапами, 4 эскалаторами и 25 лифтами, из которых 18 – пассажирские, 3 – панорамные и 4 – грузовые для собственных нужд здания.
В 2019 г. на базе бывшего терминала внутренних вылетов открыт деловой терминал (Терминал 2); в его составе – зал специального обслуживания, деловой центр с конференц-залами, коворкингом, переговорными комнатами и отель на 39 номеров. В 2021 г. деловой терминал соединён переходной галереей с пассажирским терминалом. На территории аэропорта также действует гостиница на 60 номеров и парковка на 1850 машиномест.
В сентябре 2021 г. в эксплуатацию введена магистральная рулёжная дорожка, позволяющая использовать её воздушным судам типа Boeing 747-400 (с размахом крыльев 42–65 м и колеёй шасси по внешним авиашинам 10,5–14 м).