«Метель» (Свиридов)
«Мете́ль» («Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина для симфонического оркестра»), программная оркестровая сюита Г. В. Свиридова. Создана в 1974 г. Первое исполнение и грамзапись осуществлены в 1975 г. Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения под управлением В. И. Федосеева (фирма «Мелодия»). Партитура впервые опубликована в 1978 г. издательством «Музыка», переложение для фортепиано в 4 руки в 1979 г. – издательством «Советский композитор» (подготовлено К. А. Титаренко).
Одно из наиболее известных сочинений Свиридова. Создано на основе музыки к одноимённому фильму (режиссёр В. П. Басов, 1964), снятому по повести А. С. Пушкина из цикла «Повести Белкина» (1831).
Сюита «Метель» представляет собой один из трёх крупных циклов, составляющих пушкиниану Свиридова, наряду с 6 романсами на стихи А. С. Пушкина (1935) и Концертом для хора «Пушкинский венок» (1978). Написана для тройного состава оркестра с 2 арфами, фортепиано и расширенной группой ударных (колокольчики, челеста). Состоит из 9 частей: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога». Две первые («Тройка», «Вальс») и две последние («Отзвуки вальса», «Зимняя дорога») части обрамляют сюиту по концентрическому принципу. Первая, «Тройка», выступает музыкальной иллюстрацией эпиграфа к пушкинской повести: «Кони мчатся по буграм, / Топчут снег глубокой... / Вдруг метелица кругом / Снег валит клоками…» (баллада В. А. Жуковского «Светлана», 1-я публикация в 1813). Вторая часть, «Вальс», вводит в жанрово-бытовую сферу сюиты. Две последние части представляют собой подобие зеркальной репризы: «Отзвуки вальса» – реминисценция «Вальса», «Зимняя дорога» – сокращённый вариант «Тройки».
Последовательность частей подчинена не сюжету повести, а музыкальной драматургии: в духе бесконфликтного повествования сменяются части пейзажного характера («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль», «Зимняя дорога») и жанрово-бытовые («Вальс», «Романс», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса»).
Мелодика пейзажных частей отличается развёрнутостью, с опорой на диатонику, кварто-квинтовые и трихордные попевки. Три из четырёх частей («Тройка», «Зимняя дорога», «Весна и осень») написаны в куплетно-вариационной форме. Оркестровка изобилует сопоставлением темброво-динамических планов по принципу эха (f – p, ff – pp). Пространственные эффекты усиливаются посредством сопоставления регистров и тембров – например, глубоких струнных басов (виолончели и контрабасы) и солирующих деревянных духовых на пульсирующем фоне микста струнных и малого барабана («Тройка»), – а также благодаря использованию резонансных арфовых аккордов («Пастораль»).
Композитор воссоздаёт звуковой облик изображаемой эпохи через жанровые ассоциации. Так, в меланхоличном «Вальсе» и «Романсе» он опирается на стиль русской салонной музыки 1-й половины 19 в., в «Военном марше» имитирует звучание старинного духового оркестра.
Большинство записей сюиты сделаны В. И. Федосеевым (1975, 1990, 2005, 2022). Также известны интерпретации С. Сондецкиса с оркестром Государственного Эрмитажа (2008) и А. А. Ведерникова с Симфоническим оркестром Токио (2018). Самостоятельную концертную жизнь обрёл «Вальс», поныне сохраняющий широкую популярность у массовой аудитории.