Меридионализм
Меридионали́зм (итал. meridionalismo; от meridione – юг), направление итальянской общественно-политической мысли, в центре внимания которого находятся особенности положения Юга Италии (области Абруцци, Молизе, Кампания, Базиликата, Апулия, Калабрия на Апеннинском п-ове, острова Сицилия и Сардиния); политика решения т. н. южного вопроса в Италии.
«Южный вопрос» широко обсуждался итальянскими историками, философами, юристами и политическими деятелями начиная с 1870-х гг. В 1875 г. в газете L'Opinione была опубликована корреспонденция историка и политического деятеля неаполитанского происхождения П. Виллари, а в 1878 г. отдельным изданием были опубликованы его «Южные письма и другие сочинения о социальном вопросе в Италии» («Le lettere meridionali ed altri scritti sulla questione sociale in Italia»), что ознаменовало собой своего рода признание существования «южного вопроса» как одной из важнейших итальянских социально-политических проблем.
Меридионализм в основном связан с дискуссией о положении территорий, которые до 1860 г. входили в состав Королевства обеих Сицилий, а затем в ходе Рисорджименто были присоединены к Сардинскому королевству. После провозглашения Итальянского королевства в 1861 г. современники стали замечать существование различий между Севером и Югом страны, как правило, считая их следствием плохого управления территориями бывшего Королевства обеих Сицилий при последних Бурбонах. В этих правителях они видели тех, кто препятствовал процветанию земель, отличавшихся уникальным климатом и плодородием почв. По мнению первых правительств Итальянского королевства, национальное единство, правильное управление и общие условия либерального государства должны были способствовать быстрому исчезновению различий между Севером и Югом. Пьемонтские налоговая и административная системы, законодательство, уголовное и гражданское судопроизводство были распространены на весь Апеннинский п-ов без учёта особенностей регионов. Не принимались во внимание и особенности Юга, где до завершения объединения Италии не было столь стройной налоговой системы, как в других итальянских государствах. Власти Итальянского королевства столкнулись с негативной реакцией, вызванной на Юге введением обязательной воинской повинности и отчуждением государственных и церковных земель и имущества в пользу средних слоёв, а также сосредоточением большей части государственных инвестиций в районе Паданской равнины. Уже в 1-е десятилетие после образования единого государства на Апеннинском п-ове стало понятно, что имеются не просто различия в развитии, но социальный и экономический дуализм. В 1870-е гг. существование «южного вопроса» становилось всё более очевидным в связи с тем, что диспропорция в экономическом развитии между частями Итальянского королевства продолжила увеличиваться. Проблема Юга рассматривалась в контексте хрупкости недавно созданного единого национального государства.
Помимо П. Виллари, указавшего на существование особой формы организованной преступности – неаполитанской каморры, к условиям жизни на Юге обращались Л. Франкетти [1847–1917; автор труда «Экономические и административные условия неаполитанских провинций» («Condizioni economiche ed amministrative delle province napoletane»), 1875] и С. Соннино [1847–1922; «Крестьяне на Сицилии» («I contadini in Sicilia»), 1877; совместный труд Франкетти и Соннино «Сицилия в 1876» («La Sicilia nel 1876»), 1877]. С 1878 г. они издавали журнал «Еженедельный обзор политики, науки, литературы и искусства» («La Rassegna Settimanale Di Politica, Scienze, Lettere Ed Arti»), посвящённый темам, связанным с «южным вопросом». Констатировав бедность сельского населения на Юге, коррупцию и наличие организованной преступности, первые исследователи «южного вопроса» ещё не предлагали методов исправления ситуации. Крупнейшей фигурой в истории анализа «южного вопроса» стал Дж. Фортунато (1848–1932), осознавший необходимость создания обширной программы по модернизации Юга и отмечавший важность притока капитала в южные области Итальянского королевства. Введение всеобщего голосования в 1913 г. способствовало тому, что политические деятели обратили внимание на роль, которую могло сыграть сельское население Юга в политической жизни страны.
В «эру Джолитти» Италия столкнулась с волной эмиграции населения Юга. Проблемы южных областей страны этого периода интерпретировал Ф. Нитти. Он отмечал, что в северо-западной части полуострова происходила активная индустриализация, однако путь к модернизации Юга также предполагал развитие промышленности в регионе. Технократический взгляд на решение «южного вопроса», приверженцем которого являлся Нитти, стал наиболее популярным после завершения Второй мировой войны и создания Итальянской республики. В отличие от Франкетти и Соннино, считавших, что решением «южного вопроса» должны были заниматься парламент Италии и Совет министров, Нитти осознал необходимость общественной инициативы. Последнюю идею разделял политический деятель Г. Дорсо (1892–1947), в 1925 г. опубликовавший сочинение «Южная революция» («La rivoluzione meridionale», 1925). Исследователь считал Рисорджименто «королевским завоеванием» Юга, безучастно воспринятым как местным господствующим классом, так и простым населением. Дорсо подчёркивал необходимость создания «героической элиты» жителей Юга, которые смогут модернизировать регион при помощи политики глубоких реформ.
На протяжении 1-й половины 20 в. идеи политика и историка Г. Сальвемини оказывали колоссальное влияние на анализ «южного вопроса». Он считал Юг жертвой засилья крупных землевладельцев, которые никак не способствовали развитию территорий, не вкладывали средства и лишь эксплуатировали крестьян и батраков. Господство крупных землевладельцев Юга Сальвемини не рассматривал как изолированный феномен, полагая, что он был связан с господством промышленников Севера над рабочими. Задачей итальянских демократов и социалистического движения он считал создание союза между крестьянами и рабочими с целью разгрома оформившегося аграрно-индустриального блока. Достаточно долгое время Сальвемини являлся сторонником перехода от унитаризма к федерализму. Именно таким способом Юг должен был найти свой путь к модернизации и демократизации. Идеи Сальвемини оказали влияние на А. Грамши. Мобилизация сельских масс Юга представляла собой для Грамши не только социалистическую, но и национальную задачу. Он разделял идею Сальвемини о необходимости создания союза между рабочими Севера и крестьянами Юга, но с одним существенным отличием: этот союз должен был не преобразовать, а разрушить всю существовавшую систему.
Фашистский режим объявил «южный вопрос» решённым и закрытым. Фашизм ставил перед собой задачу трансформации Италии в великую державу и подлинно национальное государство. Италия из 1860 г. как бы возвращалась к унитарной традиции, созданной в Древнем Риме и прерванной в Средневековье. Проблема Юга стала делом политиков и интеллектуалов демократических взглядов.
В послевоенные годы распространилось убеждение о том, что не правительство и парламентарии, а партии и общество являлись тем уровнем, на котором можно было решить проблему Юга. «Южный вопрос» вошёл в программы массовых политических партий: Итальянской христианско-демократической партии, Итальянской коммунистической партии, Итальянской социалистической партии и Партии действия. Политический класс предпринял широкомасштабные законодательные действия в пользу Юга, создал специальные институты для поощрения и управления государственным вмешательством в Южной Италии. В 1950 г. была создана «Касса Юга» – кредитно-финансовое учреждение, целью которого являлось финансовое содействие промышленному развитию Юга, а также создание современной инфраструктуры. В 1950 г. проведена аграрная реформа, предполагавшая экспроприацию крупных землевладений и перераспределение земли среди крестьян.
В 1950–1970-е гг., в период итальянского «экономического чуда», наблюдалось значительное улучшение ситуации на Юге, существенно увеличился доход на душу населения. Происходила индустриализация Юга, которая считалась рецептом преодоления различий. На Юге Италии получили развитие нефтехимическая промышленность, производство синтетических волокон, металлургия. В середине 1980-х гг. интерес к «южному вопросу» вновь возродился среди историков, но на национальном уровне проблема меридионализма уже не обсуждалась. Хотя ситуация на Юге изменилась, но такие проблемы, как безработица, бедность, существование криминальной экономики, связанной с организованными формами преступности, не были решены. В 1990-е гг. крупный кризис национальной политической системы, являвшийся одним из результатов операции «чистые руки», отодвинул «южный вопрос» на второй план. В центре внимания находились общие структурные проблемы государства.
В 21 в. «южный вопрос» вновь стал актуален. Последствия финансового кризиса 2008–2009 гг. особенно сильно повлияли в Италии на ситуацию на Юге страны. В южных областях ВВП в реальном выражении сократился почти на 14 %, тогда как в остальной части Италии – на 8 %. Согласно отчёту Ассоциации развития промышленности Юга 2011 г., в южных областях Италии наблюдается «демографическое цунами», связанное с оттоком молодёжи (особенно тех, кто имеет высшее образование), и существенным увеличением доли пожилого населения. В 2000–2010-х гг. в итальянской политической системе присутствовали силы, выражавшие сомнение в способности Севера выступать в качестве основного источника трансфертов южным областям (партия «Лига Севера»). Ныне «южный вопрос» продолжает восприниматься как проблема с историческими корнями, вызванная тем, что в результате Рисорджименто не произошло экономического объединения Италии.