Мексика. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Ме́ксики. Театральное искусство Мексики берёт начало в культовых обрядах индейцев. У майя существовали профессиональные актёры – балсамес, или балдсамес, у науа – профессиональные певцы. Ритуальные танцы разделялись в основном на религиозные и посвящённые военным победам. Для изготовления костюмов и аксессуаров использовались очень яркие краски (живые цветы и оперение птиц). По мере развития театральных представлений возникло два направления: героико-мифологические истории и бытовые комедийные сценки-фарсы. Сохранилась запись трагедии-танца на языке майя о воителе из города Рабиналь – «Рабиналь Ачи». Исполнителями были только мужчины.
После завоевания Мексики испанцами Римско-католическая церковь подвергала гонениям индейскую культуру. В середине 16 в. возникло направление «театр евангелизации», испанские миссионеры устраивали религиозные представления на христианские сюжеты – пейхкунтилли, которые разыгрывались актёрами-индейцами на языке науа (запрещены в 1585). В 1572 г. из Колехио приехали студенты-иезуиты из колледжа Сан-Педро-и-Сан-Пабло, они исполняли латинские пьесы в стихах и прозе, представления носили риторический, морализаторский характер. Во 2-й половине 16 в. развитие получил «креольский театр», направление восходит к традиции испанской комедии, в его русле возникли драмы первых мексиканских драматургов: Фернана Гонсалеса де Эславы и Хуана Переса Рамиреса. Последний стал автором первой мексиканской пьесы – пасторальной комедии «Духовная помолвка пастора Педро с мексиканской церковью» (1574). В 1597 г. в Мехико был создан Дом комедии, где исполнялись религиозно-аллегорические и светские пьесы.
В 17 и 18 вв. развивался главным образом религиозный театр, ставились ауто, лоа, оратории и коллоквиумы, сочинявшиеся духовенством, а также комедии. Знаменитые драматурги 17 в. – Х. Руис де Аларкон и монахиня Хуана Инес де ла Крус. В 18 в. возрастало влияние испанского театра, что тормозило развитие национальной драматургии.
В 1672 г. открыт первый постоянный публичный театр в Мехико – «Колисео». В 1753 г. построен «Колисео Нуэво». Стационарные театры появились также в Гвадалахаре (1758), Веракрусе (1787) и др.
В начале 19 в. мексиканская драматургия развивалась на фоне борьбы за независимость, что ярче всего проявилось в пьесах Агустина де Кастро и Х. Х. Фернандеса де Лисарди. Театры ставили оперы, сарсуэлы, тонадильи, комедии; возникает новый жанр – фолия.
После установления независимости (1821) театральное искусство Мексики переживало расцвет. В драматургии получили развитие традиции классицизма, нагляднее всего проявившиеся в творчестве М. Эдуардо де Горостисы («Горбатый любовник», 1822; «С тобой хлеб и лук», 1833) и романтизма, представленного прежде всего творчеством И. Родригеса Гальвана. В 1842–1844 гг. в Мехико построен Театр Санта-Аны, в результате нескольких переименований получивший название Большой национальный театр («Насьональ»; снесён в начале 20 в., на его месте располагается Дворец изящных искусств, при котором функционирует театр), открыты театры «Театро де нуэво Мексико» (1841), «Итурбиде» (1852). В 1866 г. в Мехико открыта Консерватория музыки (с 1869 Консерватория музыки и декламации при Мексиканском филармоническом обществе, ныне Национальная консерватория), при которой работал театр. Среди выдающихся актёров этого периода – М. Моралес.
В начале 20 в. в мексиканском театре наметился процесс обновления, чему в значительной мере способствовала революция 1910–1917 гг. Появились независимые театральные труппы: «Улисес» (1928) и «Театро де Ориентасьон» (основан в 1932, закрыт в 1938), «Эль театро де Аора» (1932) и др. Здесь ставились пьесы современных мексиканских драматургов: Ф. Гамбоа, М. Давалоса, Х. Вильяуррутии и др. В 1923 г. создан Союз драматургов (на основе появившегося в 1902 Общества драматических авторов). В 1934 г. основана Национальная ассоциация актёров (официально зарегистрирована в 1935). В 1946 г. в Мехико создан Национальный институт изящных искусств и литературы (включал Школу драматического мастерства).
С начала 1950-х гг. получило распространение движение университетских театров. Среди театров Мехико – «Хименес Руэда», «Идальго», «Холла». В 1960-х гг. Институт социальной политики (Instituto Mexicano del Seguro Social) содействовал открытию большого числа театров на всей территории страны, программа финансировалась правительством, идеологами выступили театральные деятели: Хосе Соле и Игнасио Ретес, репертуар этих театров опирается на классические произведения, древнегреческие трагедии и пьесы А. П. Чехова. Середина 1960-х гг. – период расцвета творчества режиссёра Мигеля Сабидо, работавшего на разных площадках и ставившего в основном национальную драматургию: «Голоса в храме» по фрагментам испанской поэзии (1965), «Божественный нарцисс» Хуаны Инес де ла Крус (1965) – оба спектакля шли в здании Национального музея в Мехико. В русле «нового мексиканского театра» (см. «Новый латиноамериканский театр») сформировалось движение «независимых театров», объединявшее экспериментальные студии, университетские коллективы и т. н. крестьянский театр.
Драматургия 1970–1980-х гг. испытала влияние европейских художественных направлений: театр post mortem («театр послесмертия»), возникший в русле европейской традиции театра абсурда, выражен в пьесах Эмилио Карбальидо и Элены Гарро, эстетика экзистенциализма проявилась в драмах Марухи Вилальта и Хосе Хесуса Мартинеса. Традиции психологической драмы нашли отражение в творчестве Карлоса Солорсано.
На рубеже 20–21 вв. популярность завоевали коммерческий театр и бродвейские мюзиклы, перенесённые на мексиканскую сцену (пьесы Фелипе Сантандера). Среди драматургов этого периода – Висенте Леньеро, Карлос Фуэнтес. Режиссёры: Хосе Луис Ибанес (постановщик музыкальных комедий и пьес испанских и мексиканских драматургов 18–19 вв.), Эктор Мендоса (ставит пьесы Тирсо де Молины и Лопе де Веги, экспериментирует с постановками в эстетике театра А. Арто), Хуан Хосе Гуррола и др.
С начала 2010-х гг. заметно меняется репертуарная политика театров, финансируемых государством. Количество произведений современных мексиканских авторов увеличилось в несколько раз. Основными стали остросоциальные темы: насилие, проблема наркоторговли, семейных отношений и материнства и т. д. Происходит активное взаимодействие с иностранными театрами при содействии различных организаций, занимающихся развитием театрального искусства, например Мексиканского центра международного сотрудничества в области современной драматургии.
Один из самых авторитетных современных мексиканских режиссёров – Араселия Герреро, известная постановками для детей и молодёжи; работала над продвижением модели социального вмешательства, основанного на сценическом искусстве, в различных районах и трущобах Мехико и в других городах; в 2010 г. вошла в систему авторов Fonca (Национальный фонд культуры и искусства). Актёр, драматург и режиссёр Ричард Викейра получил признание после постановки своей пьесы «Победить сенсэя» (2006, премия театральных критиков «Лучший экспериментальный спектакль»), сотрудничал с Королевским театром в Лондоне. Среди его спектаклей – «Психо/Инкрустации» по собственной пьесе (Мехико, 2009), «Строки» Барбары Колио (Мехико, 2012). Режиссёр Рубен Ортис в Мексике и других странах поставил более 20 спектаклей: драматические («Борьба с ангелом» Ибаргуэнгоитиа, 1994), моноспектакли «Самоисповедание» (2003) и «Немая жизнь» (2009), тетралогию «Человеческая комедия» («Ад», «Лимб», «Чистилище» и «Рай», 2016), в которой исследуются проблемы повседневной жизни; педагог актёрского мастерства и театральной режиссуры, он также издаёт сборники стихов, публикует статьи и очерки о театре в различных журналах в Мексике, Испании и Эквадоре.
Работают драматические и мультижанровые театры. В Мехико – «Театро Фру-Фру» (1899), Городской театр (основан в 1918 как «Театро Эсперанса Ирис», современное название с 1976), «Театро де лос Инсурхентес» (1953), «Театро Ориентасьон» (1958, назван в честь экспериментального театра 1930-х гг.), «Гран театро Мольер» (1980-е гг.), а также Театральный центр Маноло Фабрегаса, «Форо Шекспир», «Театро Койоакан», «Театро Милан», «Театро Тельсель» и др.; в Синалоа – Театр Анхелы Перальта (1874); в Росарито – Гильдия театров Росарито (1990); в Пуэрто-Вальярте – «Театро Вальярта» (2010) и др.
С 2004 г. в Мехико проводится международный фестиваль современного театра DramaFest.