Мексика. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Ме́ксики. Музыка имела важное государственное, общественное и религиозное значение в цивилизациях майя и ацтеков. Тесно связанная с танцем, она была ключевой составляющей синкретических действ, выполняющих ритуальные и церемониальные функции. Элементы индейской музыкальной культуры сохранились на севере Мексики как часть народных или религиозных (адаптированных католической традицией) празднеств.
У индейцев были широко распространены духовые инструменты (флейтовые, амбушюрные, язычковые), мембранофон уэуэтль, идиофоны тепонацтли, омичикауацтли, маракасы. Струнные появились только с приходом испанцев, однако впоследствии щипковые инструменты, попавшие в Новый Свет в качестве церковных (арфа) или предназначенных для домашнего музицирования (виуэла, гитара), стали неотъемлемой частью традиционной музыки мексиканцев.
Церковная музыка в Мексике пережила расцвет в 16–17 вв. Важнейшими центрами были соборы Мехико, Пуэблы, Тепоцотлана и Морелии (до 1828 Вальядолид). Здесь находятся крупнейшие архивы, в которых хранятся сборники европейской духовной музыки, регулярно поставлявшиеся в ходе работы католических миссий, и композиции, созданные в Новой Испании.
В 1523 г. монах-францисканец Педро де Ганте (1480–1572) основал в Тескоко музыкальную школу, в которой обучал индейцев церковному пению, теории музыки, игре на органе и изготовлению музыкальных инструментов. В 1527 г. музыкальная школа открылась в Мехико. Музыка стала одним из важнейших средств христианизации индейцев, причём миссионеры отмечали поразительную восприимчивость местного населения к европейской музыкальной культуре. Уже в 16 в. приходилось вводить квоты, ограничивающие количество аборигенов в церковных капеллах. 1540 г. датируется первая месса, написанная композитором-индейцем.
Согласно миссионерской практике того времени, в Мексике был создан литургический репертуар с использованием местных мелодий. Как и в других странах Латинской Америки, важным жанром здесь стал вильянсико. Одна из его многочисленных мексиканских разновидностей – токатин (tocatín), исполнявшийся на языках науатль.
Среди композиторов, служивших капельмейстерами собора Мехико: испанец Эрнандо Франко (1532–1585; капельмейстер с 1575 до конца жизни), мексиканцы Франсиско Лопес Капильяс (около 1608 – 1674; в 1641–1648 органист и исполнитель на дульциане в соборе Пуэблы, с 1654 до конца жизни капельмейстер собора Мехико), Антонио де Саласар (около 1650 – 1715; в 1679–1688 капельмейстер собора Пуэблы, с 1688 до конца жизни – собора Мехико), Мануэль де Сумайя (около 1678 – 1755; капельмейстер в 1715–1738), итальянец Игнасио Херусалем (Игнацио Джерузалемме; 1707–1769; капельмейстер в 1749–1769), Матео Толлис де ла Рока (около 1710 – 1781; капельмейстер с 1770).
Композиторы-капельмейстеры собора Пуэблы: Хуан Гутьеррес де Падилья (1590–1664), выдающийся автор сарсуэл Мануэль Аренсана (годы творческой активности 1791–1821, капельмейстер с 1792).
С 17 в. развивалась театральная жизнь Мексики. В 1672 г. в Мехико открыт первый в Новой Испании публичный театр «Колисео», где ставились драматические пьесы и сарсуэлы (сгорел в 1722). В 1753 г. его сменил театр «Колисео Нуэво», позднее известный также как театр «Принсипаль». В 1760 г. открыт театр «Колисео Нуэво» в Пуэбле (до этого в городе функционировали несколько уличных корралей).
В 1711 г. написана и исполнена во дворце вице-короля опера М. де Сумаи «Партенопа», ставшая первой североамериканской и второй созданной в Новом Свете оперой (после «Пурпура розы» Т. де Торрехона-и-Веласко, 1701, Лима).
В 1-й половине 19 в. музыкальный театр в Мексике находился под сильнейшим итальянским влиянием. В «Колисео Нуэво» в Мехико ставились оперы итальянских композиторов (Д. Чимарозы, Дж. Россини, позднее В. Беллини, Г. Доницетти). В середине 19 в. выдвинулись первые мексиканские композиторы, создававшие главным образом оперы итальянского образца на итальянском языке. Среди них – Сенобио Паниагуа (1821–1882), автор оперы «Каталина де Гис» (1845, поставлена в 1859), и его ученик Мелесио Моралес (1838–1908), автор опер «Ромео и Джульетта» (1863) и «Ильдегонда» (1866).
Начало индихенизма в музыке Мексики ознаменовано появлением первой оперы на сюжет из национальной истории с элементами местного фольклора – «Гуатцимотцин» (сюжет Х. Т. де Куэльяра, 1871, Мехико) Анисето Ортеги (1825–1875).
Светская музыка до конца 18 в. была представлена преимущественно домашним любительским музицированием и выступлениями городских уличных оркестров. Классическая инструментальная музыка стала известна с 1840-х гг., когда в стране появились первые гастролёры-иностранцы.
Ключевую роль в истории музыкальной жизни Мехико сыграл композитор Хосе Мариано Элисага (1786–1842), один из основателей Филармонического общества (1824), открывший в 1825 г. частную консерваторию для детей, а в 1826 г. – музыкальное издательство.
Традиции романтизма в музыкальной культуре Мексики в последней трети 19 в. продолжили авторы салонной музыки: Хувентино Росас (1868–1894; наиболее известное его сочинение – серия вальсов «На волнах»), Томас Леон (1826–1893), Х. Итуарте, Ф. Вильянуэва Гутьеррес и Густаво Кампа (1863–1934; также автор оперы «Король-поэт», отмеченной французским влиянием). Среди композиторов-пианистов выделяется Рикардо Кастро Эррера (1864–1907), которому, помимо многочисленных фортепианных пьес, принадлежат первые в Мексике симфонии (Симфония № 1, 1883; № 2, 1887) и ряд опер.
После революции 1910–1917 гг. мексиканские композиторы в поисках национальной идентичности стали обращаться к глубинным слоям родного фольклора. Эта тенденция отразилась прежде всего в творчестве М. М. Понсе («Мексиканская соната» для гитары, 1923, дидактический сборник «20 лёгких пьес» для фортепиано, основанный на мексиканских народных мелодиях, 1939, и др.). Хосе Ролон (1876–1945) – автор симфонических поэм «Пир карликов» (1925; 1-я премия на Конкурсе национальной симфонической музыки в Мехико, 1928), «Куаутемок» (1928), симфонической сюиты «Сапотлан-1895» (1926). Ученик Понсе – композитор индейского происхождения Канделарио Уисар (1883–1970), в числе его сочинений – симфонии № 2 («Окспаництли» – в честь ацтекского ритуала, 1936) и № 4 («Кора» – по названию индейского племени, 1942).
В 1920–1930-е гг. к индейскому фольклору обращались основатели современной композиторской школы К. Чавес, С. Ревуэльтас, Луис Санди (1905–1996). Как и К. Уисар, в своих симфониях, камерных сочинениях, хорах и песнях они использовали не только национальные ритмы и мелодику, но и архаичные музыкальные инструменты, а также имитировали звучание традиционных индейских ансамблей средствами симфонического оркестра.
Х. Каррильо, экспериментировавший в области микрохроматики, в конце 19 в. создал 13-тоновую ладовую систему (sonido trece) и написал в ней ряд сочинений для изобретённых им музыкальных инструментов.
Значительный вклад в развитие национальных музыкальных традиций внесли ученики К. Чавеса, организаторы «Группы четырёх» (1935): Д. Айяла Перес (1906–1975), Б. Галиндо Димас, Хосе Пабло Монкайо (1912–1958), Сальвадор Контрерас (1910–1982).
На мексиканских композиторов 2-й половины 20 в. огромное влияние оказали иностранные мастера: испанец Родольфо Альффтер (1900–1987) и кубинец испанского происхождения Хулиан Орбон (1925–1991), преподававшие в Национальной консерватории Мехико; немецкий композитор и пианист Герхарт Мюнх (1907–1988), живший в Мексике с 1953 г. В результате их деятельности в мексиканской музыке начали развиваться черты авангарда. К этому направлению примыкают: Мануэль Энрикес (1926–1994), Эктор Кинтанар (1936–2013), Марио Кури-Альдана (1931–2013), позднее Эдуардо Мата (1942–1995; также видный дирижёр), Хулио Эстрада (род. 1943), Марио Лависта (1943–2021), Федерико Ибарра (род. 1946), Артуро Маркес (род. 1950), Габриэла Ортис (род. 1964). Среди композиторов рубежа 20–21 вв. – Габриэль Парейон (род. 1974; также музыковед),
Музыкальное образование в Мексике дают учреждения: в Мехико – Национальная консерватория (основана в 1866 под эгидой Филармонического общества, с 1877 государственная), музыкальный факультет Национального автономного университета Мексики (основан в 1929 как Национальная школа музыки), Высшая школа музыки при Национальном институте изящных искусств и литературы (основана в 1936 как Вечерняя музыкальная школа для рабочих и служащих; в составе института с 1946); в Морелии – Народная школа изящных искусств при Мичоаканском университете Сан-Николас-де-Идальго (основана в 1917 на базе Музыкальной академии при школе Сан-Николас, 1869), Консерватория де лас Росас (ведёт историю от школы для девочек-сирот при местном монастыре Санта-Роса-де-Санта-Мария, 1743, работала до 1870; с 1921 действует как Школа духовной музыки, современное название с 1950); в Монтеррее – Высшая школа музыки и танца (1977); в Койоакане – Высшая школа музыки (открыта в 1922 как вечерние курсы при Национальной консерватории, с 1925 Народная вечерняя музыкальная школа, современное название с 1969); в Халапе – Высшая школа музыки, танца и ораторского искусства при музыкальном факультете Университета Веракруса (1944); в Сакатекасе – музыкальный факультет Автономного университета Сакатекаса имени Франсиско Гарсии Салинаса (1968); в Колиме – Институт изящных искусств (1981) при Университете Колимы.
Работают музыкальные театры. В Мехико – Национальная опера (1934, в составе Дворца изящных искусств). В Оахаке – Театр имени Маседонио Алькала (открыт в 1909 как театр «Касино», неоднократно переименован, в 1930-х гг. получил современное название в честь мексиканского композитора 2-й половины 19 в.; перестраивался в 1999–2004 после землетрясения). В Морелии – Театр имени Окампо (1828–1830, в 1861 назван в память об убитом мексиканском политике Мельчоре Окампо; неоднократно реконструировался, в последний раз в 2001). В Гвадалахаре – Театр имени Дегольядо (1866, назван в честь генерала Хосе Сантоса Дегольядо, губернатора штата Халиско). В Мериде – Театр имени Пеона Контрераса (одна из старейших театральных площадок Мексики; открыт в 1807 как театр «Сан-Карлос», с 1877 театр «Болио» в честь нового владельца Антонио Болио Гусмана, с 1908 имени мексиканского драматурга и поэта Хосе Пеона Контрераса, с того же времени в новом здании, реставрирован в 1981). В Сан-Луис-Потоси – «Театро де ла Пас» (1894). В Гуанахуато – Театр имени Хуареса (1903, назван в честь мексиканского политика Б. Хуареса; также открыт к посещению как музей). В Леоне – «Театро дель Бисентенарио» (2010, назван в честь 200-летия с начала войны за независимость Мексики; в составе Культурного форума). В Керетаро – «Театро де ла Република» (1852, изначально «Гран Театро» имени де Итурбиде в честь первого правителя независимой Мексики А. де Итурбиде, современное название с 1922; база Филармонического оркестра Керетаро, также открыт к посещению как музей). В Агуаскальентесе – Оперный театр (1991), также музыкальные спектакли проходят в Театре имени Морелоса (1885, назван в честь Х. М. Морелос-и-Павона). В Торреоне – Театр имени Исауро Мартинеса (1930, назван в честь основавшего его импресарио; реконструирован в 1982) и театр «Насас» (2004, в здании известного в городе кинотеатра, работавшего с 1952 до середины 1980-х гг.; назван по имени местной реки). В Лагос-де-Морено – Театр имени Росаса Морено (1907, назван в честь писателя Хосе Росаса Морено). В Мараватио – театр «Морелос» (1879, перестроен в 1899, проработал до середины 1900-х гг., заново открыт в 1992). В Самора-де-Идальго – «Театро Обреро» (Рабочий театр, открыт для рабочего класса в 1913, впоследствии функционировал как кинотеатр; в 1980-е гг. пришёл в упадок, отреставрирован в 1999–2001 и заново открыт как Городской театр Саморы, оригинальное название восстановлено в 2008).
Действуют оркестры: в Мехико – Национальный симфонический оркестр (1949, основан как Мексиканский симфонический оркестр, 1928; один из лучших коллективов Латинской Америки), камерный оркестр Национального института изящных искусств и литературы (основан в 1956 под названием Yolopatli – на языке науа «лекарство для сердца», с 1961 в составе Института), Филармонический оркестр Мехико (1978; базируется в концертном зале культурного центра «Ольин Йолистли», Ollin Yoliztli – на языке науа «жизнь», «движение»), Филармонический оркестр Национального автономного университета Мексики (1936); в других городах – Филармонический оркестр Халиско (Гвадалахара, 1915); Симфонический оркестр Халапы (1929); Симфонический оркестр Морелии (1961); Симфонический оркестр Юкатана (Мерида, 2004) и др.
В Мехико, Пуэбле, Оахаке, Гвадалахаре и других городах функционируют оркестры традиционной музыки (orquesta típica), в которых наряду с классическими оркестровыми представлены характерные мексиканские инструменты.
Известность в стране и за рубежом приобрёл «Фольклорный балет Амалии Эрнандес», основанный мексиканским хореографом А. Эрнандес (1917–2000) в 1952 г. в Мехико.
В середине 20 в. в США и Европе обрёл популярность детский хор из Морелии (Niños Cantores de Morelia, 1944), существующий поныне.
В числе деятелей музыкального искусства, завоевавших признание в Мексике и за её пределами: дирижёры Луис Эррера де ла Фуэнте (1916–2014), Фернандо Лосано (род. 1940), Энрике Батис Кэмпбелл (род. 1942), Хорхе Веласко (1942–2003); скрипач польского происхождения Г. Шеринг; пианисты Карлос Барахас (1941–2013) и Мария Тереса Кастрильон (род. 1932); гитарист Антонио Брибьеска (1905–1980); певец (тенор) Р. Вильясон (род. 1972).
Среди исполнителей популярной музыки: широко известный в испаноязычных странах певец и композитор Агустин Лара (1897–1970; сам указывал в качестве года рождения 1900), работавший в жанре болеро; певец, композитор и актёр Хуан Габриэль (1950–2016). Благодаря песне «Bésame mucho» всемирную известность приобрела пианистка и композитор К. Веласкес.
Значительный вклад в развитие мексиканского джаза внёс пианист и композитор Эухенио Туссен (1954–2011). Международное признание получил джазовый барабанщик Антонио Санчес (род. 1971), член коллектива П. Метени.
Крупнейший мексиканский представитель этнической музыки – Хавьер Кихас Ишайотль (1952–2020), композитор, инструментальный мастер (в том числе изготавливал индейские инструменты для фильма М. Гибсона «Апокалипсис», посвящённого прибытию колонизаторов на Юкатан, 2006) и исполнитель на традиционных духовых инструментах.
Проводятся крупные фестивали классической музыки. В Мехико – Международный форум новой музыки (с 1977), Международный гитарный фестиваль (c 1995), Международный фортепианный фестиваль En Blanco y Negro («В чёрно-белых тонах», с 1997). В Морелии – Музыкальный фестиваль имени Мигеля Берналя Хименеса (Festival de Música de Morelia Miguel Bernal Jiménez; с 1989; Театр имени Окампо). В Сальтильо – Международный гитарный фестиваль (с 1997). В Торреоне – Международный северный фортепианный фестиваль (Festival Internacional de Piano del Norte, c 2005; Театр имени Исауро Мартинеса). В Тепоцотлане – Фестиваль старинной музыки (с 2000). Мексиканская академия старинной органной музыки (AMMAO) проводит ежегодный Международный барочный органный фестиваль (c 1993), который охватывает несколько городов, где сохранились исторические инструменты (Мехико, Оахака, Пуэбла, Тласкала и др.). Музыкальные мероприятия включает Международный фестиваль Сервантино (изначально театральный; Гуанахуато, с 1972; Театр имени Хуареса).
Главные мексиканские фестивали рок-музыки проходят ежегодно в Мехико – Vive Latino (c 1998) и Corona Capital (с 2010). Джазовые фестивали: Eurojazz (Мехико, c 1998), Riviera Maya (Плая-дель-Кармен, c 2003), Международный джазовый фестиваль в Масунте (с 2005) и др.
В Мехико проводится крупный фестиваль традиционной музыки Son para Milo (с 2002). Выступления ансамблей марьячи (в 2011 вошли в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО) проходят в рамках Международных встреч марьячи и наездников чарос (Encuentro Internacional del Mariachi y la Charrería, Гвадалахара, с 1994).