Уэуэтль
Уэуэ́тль (классический науатль huéhuetl, буквально – голос предков, голос старцев), у майя и ацтеков – музыкальный инструмент, мембранофон; односторонний барабан.
Вертикальный цилиндрический корпус выдалбливался из высокой деревянной колоды. Мембрана изготавливалась из кожи ягуара, её края подвергались специальной обработке и значительно затвердевали. Перед игрой под барабан подкладывали пучки травы и поджигали их; из-за недостатка воздуха трава тлела. Дым, олицетворявший божество огня, выходил через небольшое отверстие в нижней части корпуса, а тёплый воздух устремлялся вверх к мембране, способствуя более глубокому и сильному звуку при ударах по ней. Высота звука в центре и у краёв мембраны различалась приблизительно на квинту. На уэуэтле играли руками, способы звукоизвлечения обозначались звукоподражательными мнемоническими слогами (тон, токо, тики, кото, тити и др.).
Уэуэтль, как и тепонацтли, почитался в качестве инструмента божественного происхождения или (предположительно) вместилища древнего божества огня и владыки года Шиутекутли или его ипостаси, «старого бога» Уэуэтеотля.
По данным Флорентийского и других индейских кодексов 16 в., корпус мембранофонов – обрядовых инструментов тольтеков и ацтеков – покрывался изображениями храмовых и воинских ритуалов. Уэуэтль больших размеров, тлалпануэуэтль, при игре размещался на земле или на подставке рядом с идоложертвенником на верхней площадке пирамиды, а небольшой уэуэтль был переносным. Ритуальная функция инструмента – передавать голос божества и тем самым воодушевлять участников обрядов, в том числе жертвоприношений. В смешанных ансамблях, включавших мембранофоны и идиофоны, унисон нескольких уэуэтлей, как правило, не сочетался по вертикали со звуками тепонацтли, что позволяло создавать эффект «диалога» самих божеств.
Индейский летописец Иштлильшочитль указывал на существование во дворце правителя г. Тескоко Несауалкойотля специального зала науки и музыки, в центре которого стоял музыкальный инструмент, барабан уэуэутль. В зале, где собирались мыслители, поэты и некоторые из самых знаменитых военачальников, воспевались подвиги и исполнялись песни нравоучительного содержания.
Как указывает исследователь Р. Стивенсон (Stevenson R. Music in Aztec and Inca territory. Berkeley, 1968), в музыкальных построениях, исполнявшихся на уэуэтле, преобладали пятидольные ритмоформулы, в чём выразилась числовая символика Макуилшочитля (бог пиров и веселья). Музыковед С. Марти в связи с этим отмечает и игру в унисон на пяти барабанах (Martí S. Canto, danza y música precortesianos. México, 1961).
Звучание уэуэтля, напоминающее гул подземного огня, при игре однородным ансамблем усиливалось. В собрании ацтекской поэзии конца 16 в. «Мексиканские песни» (Cantares mexicanos. 2011) количественный состав инструментальной группы, которая сопровождала то или иное песнопение, обозначался ремарками под строкой словесного текста, например: ик оме уэуэтль (ic ome huéhuetl, буквально – с двумя уэуэтлями), ик науи уэуэтль (ic nahui huéhuetl – с четырьмя уэуэтлями), «ик матлак уэуэтль» (ic matlac huéhuetl – с десятью уэуэтлями). В однородный ансамбль могли входить 2, 4, 5 или 10 больших или малых барабанов. Большое количество инструментов сильно воздействовало на психическое и физическое состояние участников обряда.
Непрекращающееся звучание мембранофонов производило ужасающее впечатление на испанцев, которые наблюдали из укрытия за проводимыми индейцами обрядами. Испанский конкистадор Б. Диас дель Кастильо описывает уэуэтль как огромный, колоссальный барабан, обтянутый кожей исполинских змей; его унылый звук, разносившийся далеко вокруг, был похож на звучание инструмента из преисподней (Диас дель Кастильо. 2000. С. 136).
Согласно исследованиям музыковеда Х. Юрченко (Yurchenco H. Música de los maya-quichés de Guatemala: el Rabinal Achí y el baile de las Canastas // Tradiciones de Guatemala. 2006. № 66. P. 83–98), позднее наряду с танцорами – участниками танцевальной драмы «Рабиналь Ачи» и музыкально-театрального действа «Конкиста», связанного с событиями колонизации Мексики, в инструментальный ансамбль в составе уэуэтлей и тепонацтли стали включать трубы.
Как и тепонацтли, атекоколли (раковина-труба) и текомопилоа (погремушка), уэуэтль продолжали использовать в традиционных индейских календарно-земледельческих обрядах, устраивавшихся для вызова дождя, предотвращения урагана и с другими подобными целями.
В 20 в. мексиканские композиторы К. Чавес и С. Ревуэльтас включали в свои сочинения старинные индейские музыкальные инструменты или передавали их звучание средствами инструментов симфонического оркестра. Так, Чавес включил в партитуру «Мексиканских песен» (1933) уэуэтль и тепонацтли, а в Токкате для ударных (1942) передал их звучание через сочетание оркестровых тембров – большого и малого барабанов (уэуэтли) и оркестровых колокольчиков (тепонацтли). В «Индейской симфонии» Чавеса (1936) звуки традиционных индейских деревянных флейт, тепонацтли и уэуэтля передаются посредством специальных приёмов игры на флейте-пикколо, ксилофоне с каучуковыми палочками, литаврах, большом барабане, металлической погремушке, теноровом барабане и жильной струне, натянутой на резонатор, по которой бьют палкой; в «Сенсемайя» Ревуэльтаса (1938) – с помощью ксилофона (тепонацтли), басового барабана и тамтамов (уэуэтли).