Мазут
Мазу́т (от араб. مهزولات – отбросы, отходы), остаточная фракция атмосферной перегонки нефти; температура кипения выше 350 °C; используется как энергетическое топливо, источник сырья для нефтехимии и сырьё для производства смазочных масел. В состав мазута входят высококипящие углеводороды, нефтяные смолы, асфальтены и другие компоненты; содержание серо-, азот- и кислородсодержащих соединений до 50 % по массе. Мазут – густая тёмно-коричневая маслянистая жидкость, кинематическая вязкость 8–80 мм2/с (100 °С), плотность около 1000 кг/м3 (20 °С), температура застывания от –10 до 40 °C, низшая теплота сгорания 39–41 МДж/кг, температура вспышки 80–110 °C, практически не растворяется в воде, растворяется в бензоле, маслах, нефтепродуктах.
В качестве котельных топлив используются топочные мазуты марок 40 и 100 и флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 (см. в статье Котельные топлива). Котельные топлива получают компаундированием остаточных фракций с прямогонным газойлем и лёгким газойлем вторичных процессов. Мазут как топливо имеет относительно низкие теплотворную способность, термическую, коллоидную стабильность и неудовлетворительные экологические свойства (при сжигании возникают значительные выбросы в атмосферу продуктов неполного сгорания – сажи, оксидов углерода, серы и азота). Повышение качества мазута достигается использованием присадок (депрессорных, моюще-диспергирующих, катализаторов горения и др.).
Мазут является источником сырья вторичных процессов нефтепереработки (термических, термокаталитических процессов, гидрокрекинга) для получения топливных фракций. Вакуумной перегонкой мазута получают газойли с пределами выкипания 350–500 °C. Вакуумные газойли – сырьё вторичных процессов нефтепереработки для получения компонентов топлив и нефтехимического сырья.
При производстве базовых смазочных масел мазут разделяют вакуумной перегонкой на дистиллятные (пределы выкипания 350–500 °C) и остаточные масляные фракции [гудрон (температура кипения выше 500 °C)], подвергаемые деасфальтизации (гудрон), селективной очистке, депарафинизации и гидроочистке. В базовые масла добавляют присадки для получения высококачественных моторных, индустриальных, энергетических и других масел.