Моторные масла
Мото́рные масла́, нефтяные и синтетические масла или их смеси с различными присадками. Они используются для смазывания двигателей внутреннего сгорания.
Применение моторных масел способствует уменьшению износа двигателей, снижению трения скольжения, отводу теплоты от трущихся деталей, уплотнению зазора в паре цилиндр – поршень, а также защите металлов от коррозии, удалению из зоны трения продуктов износа, коррозии и окисления.
Образуемая масляная плёнка контактирует в камере сгорания с газами при температуре 400–700 °C, а в нерабочем состоянии и при хранении двигателя сохраняет свои свойства до –40 °C и ниже.
Моторные масла должны обладать высокой химической и термоокислительной стабильностью, смазочной способностью, хорошими вязкостно-температурными, моюще-диспергирующими, антикоррозионными и низкотемпературными свойствами.
По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.
Моторные масла классифицируют:
по вязкости (значениям кинематической вязкости для всех моторных масел при 100 °C и дополнительно для зимних и всесезонных при –18 °C);
по эксплуатационным свойствам – противоизносные, противозадирные и прочие;
по назначению – для автомобильных (бензиновых, дизельных) и других двигателей.
Моторные масла получают вакуумной перегонкой, селективной очисткой, депарафинизацией и гидрогенизацией нефтяного сырья или с использованием синтетических продуктов (полиолефинов и др.) и добавлением повышающих качество масла присадок:
антиокислительных (например, алкилфенолы, дитиофосфаты);
вязкостных, или загущающих (полиметакрилаты);
моюще-диспергирующих (алкилфеноляты, алкилсалицилаты, сульфонаты);
депрессорных (полиэфиры метакриловой кислоты и синтетических жирных первичных спиртов) и др.
Обычно применяют пакет присадок (взаимно усиливающий их свойства). Доля присадок в масле в среднем достигает 15–25 % (по массе).