«Машины для размышлений» (выставка)
«Машины для размышлений» (франц. Machines à penser). Выставка работ современных деятелей искусства, посвящённая феномену хижины как места, в котором можно уединиться, скрыться от внешнего мира и предаться вдумчивому размышлению и плодотворной работе на примере философов Т. Адорно, М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна, а также святого Иеронима. Название выставки отсылает к выражению Ле Корбюзье «Дом – это машина для жилья» (Ле Корбюзье. 1977. С. 10). Выставка проходила в рамках Венецианской биеннале 26 мая – 25 ноября 2018 г. в Венеции, во дворце Ка-Корнер-делла-Реджина; организатором выступил фонд «Прада». Куратором выставки стал нидерландский философ, искусствовед Д. Рулстрате (род. 1972). В выставке приняли участие: композитор и автор произведений саунд-арта С.Филипц, фотограф Э. Телфорд, художник А. Кифер, живописец Г. Рихтер, скульпторы Г. Мацуга, Дж. Паолини. Кинорежиссёр А. Клуге создал специально для экспозиции произведение видеоарта.
Основой выставки были реконструкции хижин Хайдеггера и Витгенштейна в масштабе 1:1, диорамы-реконструкции домов трёх философов, созданные М. Райли, фотографии из личных коллекций биографов и исследователей, в частности работы фотографа П. Лейки, сделанные им в рамках серии «Немецкие фотографии», а также созданные для выставки произведения искусства.
Реконструкция хижины Хайдеггера, представленная на выставке, отсылала к до сих пор существующему дому философа в Шварцвальде. В 1922 г. Хайдеггер с семьёй приобрели в Тодтнауберге скромный дом площадью 6 × 7 м, включающий кухню, спальню и кабинет, для жизни в удалении от города. По свидетельству Хайдеггера, возможность уединиться среди природы в горах, вне шума города, сохраняла пространство для спокойного размышления: «Меня просто-напросто переносит в труд с его особым ритмом колебаний, и в сущности я вовсе не управляю его сокровенным законом» (Хайдеггер. 2008. С. 370). Размышления философа о мире, природе, усмотрение аналогии между природной стихией и стихией мышления легли в основу метафизики ландшафта. Сельская жизнь Хайдеггера и его семьи была ключевым сюжетом съёмки фоторепортёра – писательницы Д. Меллер Марковиц, – проведённой осенью 1966 г. и летом 1968 г. к интервью философа для газеты Der Spiegel (было дано в сентябре 1966 г., однако по его условию вышло посмертно, 31 мая 1976 г.). В интерьерах на фотографиях особое внимание уделено керамике, тем самым отдавая дань философской интерпретации Хайдеггером окружающих человека вещей на примере глиняной чаши (Хайдеггер. 1993). Фотографии Меллер Марковиц и керамика Я. Бонтьес ван Бека (отца Меллер Марковиц), ведущего модернистского керамиста Германии 60-х гг. (отличная от представленной на фотографиях), также стали экспонатами выставки.
Для Витгенштейна местом уединения и размышления стали фьорды Норвегии. В 1913 г. он поселился в домике почтальона в деревне Шольден на Согне-фьорде, к северу от Бергена, где полностью посвятил себя теории логики и долгим уединённым прогулкам, необходимым для размышлений. В этом же году Витгенштейн занялся строительством собственной хижины на окраине фьорда, предполагая, что это будет его постоянная резиденция на время интеллектуальной работы. Дом был закончен в 1915 г., и на протяжении всей жизни Витгенштейн приезжал в Норвегию в те периоды, когда ему необходимо было сосредоточиться на размышлениях. Помимо реконструкции дома, на выставке была представлена скульптура «Голова девушки» (1925–1928) – единственный известный предмет искусства, который был создан самим Витгенштейном.
Важным экспонатом стала инсталляция «Хижина Адорно», задуманная в 1987 г. шотландским поэтом и художником Я. Г. Финлеем и реализованнная им совместно с К. Бруквилом и Э. Таунсендом. Она представляет собой конструкцию из колонн и балок, напоминающую классический храм. Этот храм посвящён Аполлону и отсылает к теории музыки Адорно. Инсталляция вдохновлена американским периодом жизни Адорно в изгнании. Среди немецких интеллектуалов, бежавших от фашистского режима, популярностью пользовался Лос-Анджелес: помимо Адорно, там останавливались на время Т. Манн, М. Хоркхаймер, Б. Брехт и др., создавая уникальную интеллектуальную атмосферу, переданную фотографиями Виллы Аврора авторства фотографа П. Лейки, одна из которых была представлена на выставке. Дом, в котором Адорно жил в Лос-Анджелесе после высылки из Германии в 1941–1949 гг., до сих пор сохранился. Здесь Адорно работал над трудами «Диалектика Просвещения» (1947) совместно с Хоркхаймером, сборником афоризмов «Minima Moralia. Размышления из повреждённой жизни» (1951), помогал Манну работать над «Доктором Фаустусом».