Марквард Одо
Ма́рквард О́до (Odo Marquard) (26.2.1928, Штольп, Восточная Померания, ныне Слупск, Польша – 9.5.2015, Целле, земля Нижняя Саксония, Германия), немецкий философ и педагог, мастер жанра эссе. Обучался философии, теологии, истории искусств и истории в университетах Мюнстера и Фрайбурга. В 1954 г. защитил во Фрайбургском университете докторскую диссертацию под руководством М. Мюллера. В 1955–1963 гг. научный ассистент Й. Риттера в Мюнстерском университете, где принимал участие в подготовке материалов для фундаментального Исторического словаря по философии. В 1965 г. хабилитировался в Мюнстере. С 1965 г. профессор, с 1993 г. почётный профессор Гисенского университета в земле Гессен. Участник исследовательской группы «Поэтика и герменевтика», член комиссий по основанию университетов в Билефельде и Эрфурте, лауреат многочисленных литературно-философских премий.
С именем Маркварда и других учеников Риттера связано распространение в ФРГ либерально-консервативной идеологии. Не отрицая возможностей современной парламентской демократии, представители мюнстерской школы уделяли особое внимание критике модерна, стремящегося порвать со своим «происхождением» во всех сферах жизни. В качестве компенсации этого процесса возникает особое внимание к историко-гуманитарному знанию. Приобщение к культуре прошлого отчасти восполняет смысловые дефициты, возникающие в индивидуальном и коллективном сознании в результате процесса модернизации.
Подвижность природы современного человека и человеческого общества определяет невозможность рассматривать какие-либо суждения и действия как безусловно необходимые или абсолютные. Человеческое существование невозможно без постоянного истолкования, которое всегда проводится из определённой перспективы и связано с расширением толкуемого смысла в контексте конкретных жизненных обстоятельств. Это положение распространяется и на процедуры герменевтической работы с текстами. Герменевтика, согласно Маркварду, необходимо обнаруживает в тексте то, чего в нём нет (Marquard. 1981).
Учёт уязвимости человеческой жизни в условиях модерна определяет, согласно Маркварду, социальное и политическое значение скептической позиции. Научный прогресс в своём практическом воплощении дезориентирует людей, понуждая к слепой вере в эффективность техники и замедляя взросление (Марквард. 2003). Философский ответ заключается в осознании силы случая и случайного, мужественном признании множественности перспектив и отказе от попыток теоретического синтеза. Этот набор предпосылок, согласно Маркварду, характеризует скептическую позицию. Именно скептицизм, исходящий из проблематичности человеческой жизни в «чуждом» мире и одновременно принимающий неизбежность существования в нём, обеспечивает основу для конструктивных переговоров и достижения общественного согласия на основе принятия принципа разделения властей, т. е. предполагает возможность дистанцирования от любых безусловных идеалов и требований (Marquard. 2007). В практическом смысле это означает, в частности, установление баланса между продуктивным групповым общением и способностью получать удовлетворение от пребывания в одиночестве (Марквард. 2016).
На разных этапах творчества Марквард был вовлечён в философскую полемику с критической теорией М. Хоркхаймера и Т. Адорно, дискурсивной этикой К.-О. Апеля и Ю. Хабермаса.