Манн Клаус
Манн Кла́ус (Klaus Mann) (18.11.1906, Мюнхен – 21.5.1949, Кан, департамент Приморские Альпы, Франция), немецкий писатель, общественный деятель. Писал на немецком и английском языках.
Сын Т. Манна. Учился в гимназии и частных школах-интернатах. После женитьбы переехал в Берлин (1924). В 1925 г. путешествовал по Европе; в 1927–1928 гг. вместе с сестрой Эрикой совершил поездку по США, Японии, Корее, СССР (вторично посетил в 1934), впечатления от которой нашли отражение в путевых очерках «Вокруг света» («Rundherum», 1929, совместно с Э. Манн). В марте 1933 г. эмигрировал; вёл активную антифашистскую деятельность в Европе, с 1936 г. в США. В Амстердаме издавал (при поддержке А. Жида, О. Хаксли, Г. Манна) первый литературный эмигрантский журнал Die Sammlung («Собрание», 1933–1935), в США – журнал Decision («Решение», 1941–1942). Участвовал в съезде Союза писателей СССР в Москве (1934). В апреле 1942 г. вступил добровольцем в американскую армию, в сентябре 1943 г. стал гражданином США.
Дебютировал в печати в 1924 г. Публиковал театральные рецензии, заметки о современных поэтах; писал стихи и пьесы для литературных кабаре; пробовал себя как актёр. Творчество Манна по большей части автобиографично. Ранняя проза отмечена влиянием Ф. Ведекинда, Г. Банга: сборники рассказов «У порога жизни» («Vor dem Leben», 1925), «Приключения» («Abenteuer», 1926); пьеса «Аня и Эстер» («Anja und Esther», поставлена в 1925); роман «Благочестивый танец» («Der fromme Tanz», 1926, рус. пер. 2007), проникнутые настроениями жизненного порыва, молодёжного протеста против бюргерства и вместе с тем – болезненным эротизмом и мистицизмом. Известность принесла «Детская новелла» («Kindernovelle», 1926).
В зрелых произведениях предметом изображения Манна становится жизнь и проблемы немецких эмигрантов: романы «Бегство на север» («Flucht in den Norden», 1934), «Вулкан» («Der Vulkan», 1939). В остросатирическом с элементами гротеска романе «Мефистофель. Роман одной карьеры» («Mephisto. Roman einer Karriere», 1936, рус. пер. 1970, экранизация И. Сабо, 1981) Манн поставил вопрос о взаимоотношениях художника и власти. В центре произведения – история нравственного опустошения и творческой деградации талантливого актёра, ради успешного продолжения карьеры согласившегося сотрудничать с фашистским режимом. Прототипами персонажей стали реальные исторические лица: политики, актёры, режиссёры, писатели. Долгое время (до 1982) роман был запрещён в ФРГ судебным решением, которое инициировал Г. Грюндгенс, узнавший себя в главном герое.
Среди других сочинений Манна: роман «Патетическая симфония» («Symphonie Pathétique», 1935; о П. И. Чайковском), новелла «Окно за решёткой» («Vergittertes Fenster», 1937; о Людовике II); книга воспоминаний «На повороте» («The turning point»; 1942, на английском языке; на немецком языке в 1952; рус. пер. 1991), в которой рассказал историю семьи Маннов, создал обширную галерею портретов писателей, художников, актёров, политиков своего времени; эссе «Испытание европейского духа» («Die Heimsuchung des europäischen Geistes», 1948), где пессимистически оцениваются возможности независимого существования интеллектуала в современном мире.
Покончил жизнь самоубийством.