Малайская литература
Мала́йская литерату́ра, литература малайцев; развивалась на малайском языке. На ранних стадиях существования испытала сильное влияние индийской и яванской литературы, а впоследствии – персидской и арабской литературы.
Первые литературные памятники созданы на севере о. Суматра (государства Шривиджая, Пасей), а также в Малакке и Джохоре (Малаккский п-ов) в 7–13 вв. (записаны не ранее 14–15 вв.). Среди наиболее заметных произведений – хикаяты, перерабатывающие индийские и яванские сюжеты (в частности, из поэмы «Бхаратаюддха»): «Хикаят о Сери Раме», «Хикаят о санг Боме», «Хикаят о войне победоносных пандавов». «Хикаят о раджах Пасея» (конец 14 в.) – образец историографии, где повествование об утверждении и падении Пасейской династии перемежается мифологическими эпизодами и дидактическими наставлениями.
В 14–16 вв. большой популярностью пользовались пьесы театра теней (ваянг), сохранились прозаические либретто, написанные на основе индийских эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна»; распространялись повести, рассказывающие о возмужании героя-рыцаря и поиске им невесты («Хикаят о Панджи Семиранге», «Хикаят об Андакене Пенурате», «Хикаят о махарадже Пуспе Вирадже», «Хикаят о Паранге Путинге», «Хикаят об Индрапутре»). Созданные на севере Суматры «Хикаят об Искандере Двурогом», «Хикаят о свете Мухаммада», «Хикаят о Мухаммаде Ханафии», «Хикаят об Амире Хамзе» и другие произведения отчётливо свидетельствуют об усилении мусульманского влияния на малайскую литературу.
С 15 в. крупным центром литературной жизни стал Малаккский султанат, где созданы прозаические малайские хроники 14–17 вв., в которых вымысел сочетается с рассказом о возвышении и упадке малаккского двора. Среди первых образцов обрамлённой прозы в малайской литературе – «Хикаят о мудром попугае» (переложение персидско-таджикской книги «Тути-наме») и «Хикаят о Бахтиаре» (оба – 16 в.). Сильное влияние малайского фольклора (в частности, пантунов) заметно в «Хикаяте об Индре Менгиндре» (16 в.), созданном в Джохоре, который стал важным культурным центром после португальского завоевания Малакки. Джохорский «Хикаят о Ханг Туахе» (17 в.), затрагивающий тему божественного происхождения власти, стал национальным героическим эпосом. В 16–17 вв. сложился жанр шаира – стихотворной поэмы с четырёхстрочной строфой со сплошной рифмой; в числе наиболее ранних – «Шаир о Кен Тамбухан».
В 16–18 вв. активное развитие литературы наблюдалось в султанате Аче (север Суматры); крупнейшая фигура – поэт-суфий Хамзах Фансури (конец 16 – начало 17 вв.), автор «Шаира о слиянной рыбе», «Шаира о лодке» и др., для которых характерно соединение мистицизма с народной фольклорной образностью. Хамзах Фансури был также родоначальником жанра китаба (богословского трактата); среди самых известных – «Напиток влюблённых», «Тайны постигших» и др. Пантеистические взгляды проповедовал в своих китабах его ученик – уроженец Пасея Шамсуддин ас-Суматрани. Среди наиболее значительных литературных памятников Аче – назидательные и энциклопедические сочинения «Корона царей» (1603–1604) Бухари аль-Джаухари, «Хикаят об Аче» (1630-е гг.), а также «Сад царей» (1630-е гг.) Нуруддина бин Али ар-Ранири.
В 18–19 вв. малайская литература продолжала развиваться в рамках классических жанров (хроники, богословские и мистические китабы, хикаяты, шаиры), о чём свидетельствует творчество писателей 19 в.: Раджи Али Хаджи, Мухаммада Али бин Гулама Хусейна и др. Просветительская направленность и стремление к обновлению заметны в литературной деятельности Абдуллаха бин Абдул Кадира Мунши, автора «Хикаята об Абдуллахе» (1848), ставшего первым образцом жанра мемуаров и путевых заметок в малайской литературе. Просветительские тенденции нашли продолжение в прозе Мухаммада Ибрахима бин Абдуллаха Мунши. Творчество Раджи Али Хаджи бин Раджи Хаджи Ахмада («Родословия бугов и малайцев», 1860) интересно попыткой сохранить классические традиции.
С начала 20 в. на основе малайской литературы развивается литература Индонезии, Малайзии, Брунея и Сингапура.