Мадара
Ма́дара (болг. Мадара), комплекс историко-археологических памятников восточнее г. Шумен, в 10 км южнее древнеболгарской столицы Плиска (область Шумен, Болгария). Включает рельеф «Мадарский всадник» (болг. «Мадарски конник»), Большую (скальный навес, высота около 30 м) и Малую пещеры, скальный монастырь, городище, селища, могильники и др. «Мадарский всадник» впервые описан венгерским путешественником Ф. Каницем в 1872 г., позднее неоднократно исследовался ведущими болгарскими и другими специалистами; современные интерпретации основаны на работах В. Бешевлиева, уточнениях в ходе специальной экспедиции Болгарской академии наук в 1954 г. Раскопки с 1903 г., основные – в 1924–1936 гг., возобновлялись в 1981–1983, 1989–1990 гг.
В Большой пещере и рядом с ней – селище среднего энеолита (4-е тыс. до н. э.). Есть материалы периода Латен. В 1–4 вв. н. э. в Большой пещере существовал нимфей, связанный с крупным культовым центром; недалеко открыта мастерская по изготовлению каменных вотивных табличек с барельефным изображением «Фракийского всадника». Близ святилища во 2 – начале 5 вв. располагалась крупная римская вилла, включавшая термы и другие постройки. В 4–6 вв. на плато над Большой пещерой функционировала крепость (изучались часть каменной стены с примыкающими сооружениями, небольшая базилика), у подножия – связанное с ней поселение (раскопаны склады, базилика и др.). В языческий период Первого Болгарского царства (681 – около 865) в Мадаре находился важнейший религиозный центр государства, включавший «Мадарского всадника» и расположенные у подножия скалы: «капище» (2 вписанные друг в друга каменные прямоугольные постройки) на месте ранневизантийской базилики; «Большой бассейн» (баня); каменную постройку, ограждённую стеной, вероятно летнюю ставку правителя (в местности Даул-Таш; ранее интерпретировали и описывали как капище). Есть предположение, что этот центр – Мундрага, упомянутая как крепость под 894 г., во время войны болгарского царя Симеона с венграми. Раскопаны и богатые погребения: 1-й половины 9 в. (между «капищем» и «Большим бассейном»; яма ориентирована по линии восток – запад, скелет истлел; другие погребения этого могильника – христианские); вероятно, последней четверти 7 в. (впускное в курган близ современного села Мадара; трупоположение головой на север, сверху – захоронение коня) с т. н. I и II мадарскими ременными гарнитурами (золотые; I – византийской работы со сканью и полихромной перегородчатой эмалью; II – не позднее 7 в., украшена зернью, сканью и вставками стеклянных кабошонов). Крепость на плато использовалась и во время Второго Болгарского царства (последнее упоминание в 1444, когда её уничтожил польский король Владислав III). У её подножия существовал монастырь со скальными кельями 12–15 вв. В урочище Кирека (в 4 км восточнее Мадары) открыты остатки ранневизантийского монастыря (изучались церковь, кельи) и скальной гробницы, древнеболгарское капище [на месте ранневизантийской церкви; затем здесь были построены средневековая базилика, рядом – монастырский комплекс (функционировали до середины 11 в.)].
«Мадарский всадник» – единственный в Европе раннесредневековый скальный рельеф. Фигуры высечены почти в натуральную величину (сохранились и следы красной краски) на высоте 23 м от подножия плато. Всадник в накидке поверх кафтана до колен, шароварах, мягких сапогах; конь экипирован (наличие стремян указывает на дату не ранее конца 6 в.), двигается торжественным шагом, под его ногами – пронзённый копьём лев, сзади бежит собака. Около фигур и ниже – 3 плохо сохранившиеся рельефные надписи на греческом языке. Раннюю (I) связывают с Тервелом, который правил Болгарией (около 701–718) и одновременно был кесарем (вторым после императора) Византии при Юстиниане ІІ; есть версия, что упомянутый в этой надписи «дядя из Фессалоник» – Кувер (см. в статье Кубрат). Почти не читаемые надписи II и III относят к правлению Крумесия (721–738) и Омуртага (814–831). В «Мадарском всаднике» видят традиционного для Балкан «Фракийского всадника», болгарского бога (отождествляется рядом исследователей с древнетюркским Тангром), мифического героя, болгарских правителей Тервела, Крума и т. д.; иконографию связывают со скальными рельефами сасанидского Ирана и сценами императорского триумфа в византийском искусстве.
Мадара входит в национальный историко-археологический заповедник «Мадарски конник». «Мадарский всадник» включён в список Всемирного наследия; в 1901 г. изготовлены его эстампаж и гипсовая отливка (ныне в Археологическом музее в Софии), у села Мытница, близ Мадары, – цементная копия. «Мадарский всадник» изображён на реверсе всех современных болгарских монет; в 2008 г. избран национальным символом Болгарии. 4 августа 1966 г. утверждён болгарский орден «Мадарски конник», имеющий 2 степени и разновидность «с мечами».