Лоэр Деа
Ло́эр Де́а (Dea Loher; настоящие имя и фамилия Андреа Беате Лоэр, Andrea Beate Loher) (род. 20.4.1964, Траунштайн, земля Бавария), немецкий драматург и прозаик.
Дочь лесничего и служащей суда. После окончания школы изучала германистику и философию в Мюнхенском университете. Получив в 1988 г. степень магистра гуманитарных наук, уехала на год в Бразилию. Вернувшись в Германию, жила в Берлине, работала на радио. В 1990 г. получила стипендию Фонда Фридриха Наумана и поступила в Берлинскую высшую школу искусств (ныне Берлинский университет искусств) на курс драматургии, который вели Х. Мюллер и Я. Карзунке.
В 1991 г. в частном Театре Эрнста Дойча в Гамбурге поставлена первая пьеса Лоэр – «Пространство Ольги» («Olgas Raum», 1992; премии театра «Гамбургер Фольксбюне», 1991, и лондонского театра «Ройал-корт», 1992), основанная на фактах биографии О. Бенарио-Престес. Пьеса «Татуировка» («Tätowierung», 1992), в центре которой тема инцеста и насилия в семье, считается одним из самых значимых драматургических произведений Лоэр и переведена на многие языки. Пьеса «Левиафан» («Leviathan», 1993) обращена к истории Фракции Красной Армии.
С постановки пьесы «Чужой дом» («Fremdes Haus», 1995) началось многолетнее творческое сотрудничество с А. Кригенбургом. События пьесы связаны с распадом Югославии и военными конфликтами 1990-х гг., на фоне которых разворачивается история предательства, вины, жертвенной смерти и искупления.
В ряде пьес Лоэр обращается к сюжетам мировой литературы, легендам и мифам. В пьесе «Синяя Борода – надежда женщин» («Blaubart – Hoffnung der Frauen», 1997), название которой отсылает к легенде о герцоге Синяя Борода и одноактной пьесе О. Кокошки «Убийца – надежда женщин», герой предстаёт одновременно и убийцей, и жертвой. Мифологические Медея и Ясон в пьесе «Манхэттенская Медея» («Manhattan Medea», 1999) оказываются беженцами из воюющей Югославии. Герой пьесы «Кихот в городе» («Quichote in der Stadt», 2005) ведёт свою безнадёжную борьбу с ветряными мельницами в современном городе-метрополии. Библейские мотивы пронизывают пьесу «Адам Гайст» («Adam Geist», 1998), ставшую наиболее значимым произведением Лоэр; в ней мучительные поиски новым Адамом смысла жизни завершается самоубийством героя.
В художественном мире Лоэр, которую в литературной критике называют «матерью скорбящей» («Schmerzensfrau», буквально – скорбящая женщина) немецкого театра (Kaempf S. Gelächter im swingenden Schaufelrad // Taz. Die Tageszeitung. 2010. 19 Januar. S. 17), наделяющей собственными голосами героев-аутсайдеров и неудачников, нет места счастливому разрешению конфликтов и внятным ответам на вопрос о смысле жизни. Близкая к фарсу пьеса «Связи Клары» («Klaras Verhältnisse», 1999), завершающаяся неоднозначным хэппи-эндом, была задумана автором как своего рода альтернативный вариант «Адама Гайста»: героиня, не нашедшая своего места в жизни, решается на суицид, но обретает случайного спасителя в лице безымянного персонажа.
В 2005 г. вышел сборник рассказов «Собачья голова» («Hundskopf»), благосклонно принятый критикой; в 2012 г. – роман «"Бугатти" всплывает на поверхность» («Bugatti taucht auf»).
Член Немецкой академии языка и поэзии (2013).
Премии: Мюльхаймская драматургическая (1998, за пьесу «Адам Гайст»; 2008, за пьесу «Последний огонь», «Das letzte Feuer»), Эльзы Ласкер-Шюлер в области драматургии (2005), Бертольта Брехта (2006), Йозефа Брайтбаха (2017).