Литература телугу
Литерату́ра те́лугу, литература на языке телугу, одна из литератур Индии. Развивается в Андхре.
Ранние поэтические тексты известны в эпиграфике со 2-й половины 9 в. Средневековая словесность тесно связана с санскритской литературой. Первым памятником литературы телугу стала отмеченная учёным стилем поэма «Андхра-Махабхарата» (переложение двух книг «Махабхараты»), созданная Нанная Бхаттой (1-я половина 11 в.). Поэма на мифологический сюжет «Рождение Кумары» Наннечоды (конец 11 – начало 12 вв.) написана по образцу одноимённого произведения Калидасы; для неё характерно смещение акцента с любовной темы на восхваление Шивы. Это связано с распространением в Андхре течения героический шиваизм («вирашайвизм»), ярким представителем которого стал Палькурики Соманатха, автор поэм «Сказание о Басаве» и «Сказание о святом наставнике» (13 в.), испытавших влияние фольклора; их отличает простой язык и эмоциональность в духе поэзии бхакти. Известность получили сборник религиозных гимнов «Шатака о быке-властителе» (13 в.; в санскритском жанре шатака – «сто строф») Палькурики Соманатха, а также анонимная этико-дидактическая поэма «Шатака Благомыслящего». В 13–14 вв. продолжали создаваться большие поэмы на эпические сюжеты, возродился интерес к «Махабхарате»: Тиккана Сомаяджи и Еррапрагада завершили её переложение, начатое Нанная Бхаттой. В 14–15 вв. Хулакки Бхаскара переложил на телугу «Рамаяну», Баммер Потана – «Бхагавата-пурану». Культовым местам шиваизма и местным героям посвящены поэмы Шринатха (15 в.). Аннамайя прославился песнями в жанре пада, в которых религиозные чувства выражены в форме любовных переживаний.
Расцвет литературы телугу пришёлся на 16 в. и связан с правлением в Виджаянагаре царя Кришнадеварайи (1471–1529, правил в 1509–1529), который был известен как меценат и поэт (поэма «Давшая гирлянду» о жизни тамильской поэтессы Андаль). Получил распространение жанр нарративной поэмы (прабандха-кавьяму). Среди наиболее ярких поэтов 16 в. – Аласани Педдана («Сказание о Ману» и др.), Рамараджа Бхушан, Нанди Тимман, Суранна. Значительную популярность приобрёл придворный шут Тенали Рамакришна, автор вишнуистской поэмы «Величие Пандуранги».
В поэзии 17–18 вв. усилилось стремление к формальному экспериментированию. Обновление литературы связано с лирикой Веманы (18 в.), в которой обличались пороки и утверждались любовь к единому божественному началу, идеи социального равенства.
Родоначальник современной прозы на телугу – Кундукури Вирешалингам (1848–1919), автор социального романа «История жизни Раджашекхара» (1878), написанного на основе романа «Векфильдский священник» О. Голдсмита, но отражающего жизнь Андхры. Основы реализма и социальной сатиры заложила пьеса «Продажа невесты» (1896) Гуразада Аппарао. Он также получил известность рассказами, публицистическими статьями и патриотическими стихами.
Поэзия 1920–1930-х гг., окрашенная в романтические тона, – это, прежде всего, творчество Раяпролу Суббарао (1892–1984), Девулапалли Кришнашастри (1897–1980) и других поэтов, примыкавших к движению бхава-кавитвам («поэзия чувств»). Революционным пафосом и бунтарскими настроениями проникнута лирика Шри Шри (1910–1983).
Развитие литературы телугу во 2-й половине 20 в. сопряжено с влиянием разнообразных идеологических и художественных тенденций: критический реализм, авангардизм, модернизм и др. Среди наиболее известных писателей и поэтов конца 20 – начала 21 вв.: Адиви Бапиразу (1895–1952), Чалам (1894–1979), Буччибабу (1916–1967), Трипуранени Гопичанд (1910–1962), Кутумба Рао (1909–1980), Авасарала Рамакришна Рао (1931–2011).