Ниццкий договор 2001
Ни́ццкий догово́р 2001 (Ниццкий договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты, Treaty of Nice amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts), один из договоров Европейского союза (ЕС).
Подписан 26 февраля 2001 г., вступил в силу после ратификации 1 февраля 2003 г. Изменил и дополнил действующие учредительные документы ЕС – Римские договоры 1957 г., Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. и Маастрихтский договор. Текст подготовлен в ходе межправительственной конференции 2000 г. в Ницце с целью реформирования институциональной структуры ЕС в преддверии предстоящего расширения – процесса, запущенного с принятием Амстердамского договора 1997 г. Вступление новых государств в союз означало расширение спектра национальных интересов, что могло бы привести к остановке процесса европейской интеграции. С другой стороны, создание единого рынка и введение единой валюты обозначили значимость перехода к следующей ступени интеграции – политическому союзу. Перед ЕС встали задачи демократизации политических процессов и усиления эффективности наднациональных институтов.
В результате внесённых изменений были усилены законодательные и надзорные полномочия Европейского парламента, расширены возможности принятия решений квалифицированным большинством в сферах, связанных со свободой передвижения граждан; правовым сотрудничеством в гражданских делах; заключением международных торговых соглашений; промышленной политикой; сотрудничеством с третьими странами; принятием норм и правил, регулирующих работу членов Европейского парламента; деятельностью политических партий на европейском уровне; принятием правил, касающихся Европейского суда и суда первой инстанции и др. Вместе с тем Ниццкий договор ограничил возможность применения государствами-членами права вето на законопроекты и другие решения.
С учётом расширения были изменены квоты на замещение мест в Европейском парламенте. Договор увеличил максимально допустимое число депутатов Европарламента с 700 до 732, при этом снизив количество занимаемых действующими государствами-членами мест с 626 до 535. Сокращение не коснулось Германии и Люксембурга: Германия тем самым сохранила за собой максимальное количество голосов в Европарламенте.
Был также изменён порядок формирования Европейской комиссии и установлена предельная численность её состава. Каждое из государств – членов ЕС получило возможность выдвинуть не более одного представителя. Договор определил систему ротации членов Европейской комиссии, которая отражала демографический состав Европейского союза и его географию.
Ниццкий договор расширил полномочия председателя Европейской комиссии, который получил возможность принимать решения по поводу внутренней структуры комиссии, ответственности каждого из её членов. Помимо этого, договор изменил соотношение голосов в Совете Европейского союза: 5 наиболее населённых государств ЕС (Германия, Великобритания, Франция, Италия и Испания) получили 60 % голосов вместо прежних 55 %.
В связи с опасениями по поводу перегруженности судебной системы были внесены существенные дополнения, призванные ускорить судебный процесс на европейском уровне. Учреждён Суд ЕС, в состав которого вошли по одному судье от каждого государства-члена, а также суд первой инстанции и специализированные судебные палаты. Суд первой инстанции стал судом общей юрисдикции, в его рассмотрении оказались дела, поданные физическими и юридическими лицами, иски, связанные с нарушениями юридическими, частными лицами и государствами-участниками решений и директив Европейского союза. Остальные судебные дела оказались в юрисдикции Суда ЕС. Специализированные судебные палаты были учреждены с целью рассмотрения дел в отдельных областях, например в сфере интеллектуальной собственности.
Статья 191 Договора о Европейском союзе, касающаяся политических партий на европейском уровне, была дополнена параграфом о правилах их финансирования.
Ниццкий договор существенно изменил условия углублённого сотрудничества между государствами – членами ЕС. Зафиксировано минимальное количество государств-членов (8), с вступлением в союз новых стран предусмотрено изменение требуемого минимума до одной трети государств-членов. Договор предусматривал возможность углублённого сотрудничества в рамках согласованной внешней политики ЕС (общей внешней политике и политике безопасности), в частности совместных действий и формирования общих позиций. Подобное сотрудничество не может осуществляться в вопросах, имеющих отношение к безопасности союза.
Ниццкий договор в целом создал условия и предпосылки для переустройства ЕС и включения в него новых членов.