Егесипп
Егеси́пп (Гегесипп, Гегезип; греч. ῾Ηγήσιππος) (2 в.), христианский писатель и апологет, один из первых церковных историков, святой.
Жизнь
О происхождении и жизни Егесиппа почти ничего не известно. По мнению Евсевия Кесарийского, он был евреем, обратившимся в христианство (Евсевий Памфил. Церковная история. IV. 22). Егесипп совершил путешествие на Запад: долго жил в Коринфе, когда епископом там был Прим. Затем отправился в Рим. Как долго он пробыл в Риме, в понтификат какого папы и куда направился затем, неясно. Егесипп говорил, что составил списки пап до Аникета (понтификат 154–166), но при этом упоминал имена и преемников Аникета – Сотера (понтификат ок. 166–175) и Элевтерия (понтификат ок. 175–189). Неясно, застал ли он понтификаты этих пап, добавил кого-то из них в своё сочинение после возвращения домой или посещал Рим при последнем из них. Вероятно, целью его поездки было собрать сведения о ересях или заручиться поддержкой древнейших христианских общин против гностиков. Егесипп также сообщил о себе, что при его жизни происходили игры, которые император Адриан (правил 117–138) учредил в честь своего фаворита, Антиноя (Евсевий Памфил. Церковная история. IV. 8). Возможно, он помнил их с детства. Иероним Блаженный назвал время жизни Егесиппа близким к апостольским временам (Иероним. О знаменитых мужах. 22), а Евсевий говорил о его принадлежности к 1-му поколению после апостолов (Евсевий Памфил. Церковная история. II. 23. 3). В «Пасхальной хронике» (Chronicon Paschale. 239) сообщается, что Егесипп умер в период правления императора Коммода (180–192).
День памяти Егесиппа встречается под 7 апреля в ирландском Мартирологе из Тамлахты (ныне Таллахт, в черте г. Дублин) (9 в.). В Римский мартиролог (16 в.) его день памяти под тем же числом была включён по настоянию Ц. Барония, который считал, что Егесипп принял мученическую кончину в Риме (Acta Sanctorum… Aprilis. Т. 1. Antverpiae, 1675. P. 656–657).
Сочинение
Егесиппу принадлежал несохранившийся труд на древнегреческом языке «Записи о церковных делах» («῾Υπομνήματα ἐκκλησιαστικῶν πραξέων») в 5 книгах. По словам Иеронима Блаженного, Егесипп описал все события истории христианской Церкви, начиная от распятия Иисуса Христа и до своих дней (Иероним. О знаменитых мужах. 22). Судя по цитатам из этого сочинения в «Церковной истории» Евсевия, работа представляла собой не историческое сочинение, а собрание записок, преданий и т. п. Поскольку рассказ Егесиппа о святом Иакове Праведном помещался в 5-й книге (Евсевий Памфил. Церковная история. II. 23. 4-18), изложение не было хронологическим. Стиль Егесиппа Иероним называет простым. Евсевий доверял сведениям Егесиппа и цитировал его многократно (Евсевий Памфил. Церковная история. III. 5. 2–3; 11. 1–12. 1; 16. 1; 20. 1–6; 32. 1–8; IV 8. 2, 11; 22. 1–9). Целью работы Егесиппа было защитить ортодоксальное христианство от еретических искажений.
Псевдо-Гегесипп
Под именем Егесиппа известно также сочинение на латинском языке «Об уничтожении города Иерусалима» («De excidio Urbis Hierosolymitanae») в 5 книгах, посвящённое Иудейской войне 66–74 гг. В ранних рукописях этого сочинения имя автора отсутствует. По ряду признаков текст датируется 370-ми гг. Автор, скорее всего, одинаково хорошо владел латинским и греческим языками (среди вероятных кандидатур – Евагрий, переводчик «Жития Антония» Афанасия Великого и друг Иеронима Блаженного). Возможно, причиной написания сочинения была попытка императора Юлиана Отступника восстановить Иерусалимский храм в 363 г. Сочинение представляет собой эпитому (сокращённый пересказ) 1–4-й и 6–7-й книг «Иудейской войны» Иосифа Флавия с добавлением материала из 18–20-й книг его «Иудейских древностей». Принадлежность автора к христианской вере проявляется в разделах, где он говорил о преследованиях Иисуса Христа и Его учеников, а также о Симоне Волхве и об апостолах Петре и Павле. Он также упоминал Константинополь как вторую столицу Римской империи. Во времена Кассиодора (6 в.) в Западной Европе перевод этого сочинения с греческого языка приписывался Иерониму Блаженному, Амвросию Медиоланскому или Руфину Аквилейскому (Cassiodorus. De institutione divinarum litterarum. 17), но их кандидатуры по разным причинам маловероятны. Вероятно, имя Егесиппа оказалось в заглавии в результате искажения латинских слов «Еx Iosippo» («Из Иосифа»).