#Чешские писатели 20 векаЧешские писатели 20 векаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЧешские писатели 20 векаЧешские писатели 20 векаНайденo 11 статейЛитераторыЛитераторы Махар Йозеф СватоплукМа́хар Йо́зеф Сва́топлук (1864–1942), чешский поэт. Автор «Манифеста чешской модерны» (1895), провозгласившего принцип индивидуализма в литературе. От критики мещанской морали (поэтические сборники «Исповедь», 1887; «Без названия», 1889; «Третья книга лирики», 1892) перешёл к резкому социально-политическому протесту: сборники «Венские элегии» (1893), «Четыре книги сонетов» (1903) «Голгофа» (1901), «Сатирикон» (1903); стихотворный памфлет «Божьи воины» (1897). Другие темы творчества: бесправное положение женщины (поэтический сборник «Здесь бы розам цвести», 1894; роман в стихах «Магдалина», 1894); идеализация античности и критика христианства как упадка культуры (сборники «Яд из Иудеи», 1906; «В сиянии эллинского солнца», 1907).Литераторы Нейман Станислав КосткаНе́йман Ста́нислав Ко́стка (1875–1947), чешский поэт, народный деятель искусств Чехословакии (1945). Апология свободного и сильного человека характерна для сборников «Я – апостол новой жизни» (1896), «Апострофы гордые и страстные» (1896), «Слава сатаны среди нас» (1897). Тема социального протеста доминирует в сборнике «Сон о толпе отчаявшихся и другие стихотворения» (1903), патриотическая тема – в сборнике «Чешские песни» (1910).Историки искусств Халупецкий ИндржихХалупе́цкий И́ндржих (1910–1990), чешский искусствовед, публицист, теоретик литературы, поэт, переводчик. Один из основных популяризаторов послевоенного неофициального советского искусства за рубежом. Теоретик и автор манифеста («Мир, в котором мы живём», 1940) авангардного литературно-художественного объединения «Группа 42». Основатель и главный редактор журнала Listy pro umění a filosofii («Письма об искусстве и философии», 1946–1948). Бывал в Москве (1967, 1969, 1973), поддерживал контакты с художниками неофициального искусства – И. И. Кабаковым, В. Д. Пивоваровым, Э. В. Булатовым, В. Б. Янкилевским, Э. А. Штейнбергом, В. И. Яковлевым. Автор термина «Группа Сретенского бульвара».Литераторы Нефф ВладимирНефф Влади́мир (1909–1983), чешский писатель. Использовал приёмы массовой литературы – пародирующая детектив повесть «Затруднения Ибрагима Скалы» (1933) и др. Развивал традиции исторической прозы В. Ванчуры: роман об истоках Гуситского движения «Српновские господа» (1953); романная пенталогия, воссоздающая историю двух пражских буржуазных семей с середины 19 в. до 1945 г. («Браки по расчёту», 1957; «Императорские фиалки», 1958; «Испорченная кровь», 1959; «Весёлая вдова», 1961; «Королевский возничий», 1963). В сатирическом романе «Злоключения пана Гумбла» (1967) высмеял приспособленцев, ловко меняющих свои убеждения при смене политического режима. Среди наиболее известных сочинений – выдержанная в духе постмодернизма и насыщенная фантастическими мотивами трилогия из времён Тридцатилетней войны 1618–1648 гг.: «У королев не бывает ног» (1973), «Перстень Борджа» (1975), «Прекрасная чародейка» (1980).Литераторы Незвал ВитезславНе́звал Ви́тезслав (1900–1958), чешский поэт, народный деятель искусств Чехословакии (1953). В ранних произведениях в духе авангардизма – сборнике «Мост» («Most»), лиро-эпической поэме «Удивительный кудесник» («Podivuhodný kouzelník», все – 1922) – выказал солидарность с революционным движением. Один из основателей поэтизма, принципы которого нашли отражение в сборниках «Пантомима» (1924), «Маленький розарий» (1926) и др. Стремился с помощью лирической интонации и предметных образов выразить поэзию бытия, силу сокровенных чувств: сборники «Женщина во множественном числе», «Прага с пальцами дождя» (оба – 1936), «Мать-надежда» (1938).Литераторы Пуйманова МарияПу́йманова Мари́я (1893–1958), чешская писательница. Социально-психологической проблематике посвящены повесть о жизни детей «Под крыльями» (1917), роман о судьбе матери-одиночки «Пациентка доктора Гегела» (1931). Наиболее значительное произведение – эпическая трилогия о жизни различных слоёв чешского общества: романы «Люди на перепутье» (1937), «Игра с огнём» (1948), «Жизнь против смерти» (1952). Творчеству свойственны публицистичность, психологизм, лиризм.Режиссёры Буриан Эмиль ФрантишекБу́риан Эми́ль Фра́нтишек (1904–1959), режиссёр, композитор, писатель, драматург, народный артист Чехословакии (1954). Один из крупнейших чешских режиссёров. Автор опер, балета, симфоний, музыки к кинофильмам, камерно-инструментальных и других сочинений. Подчиняя все компоненты спектакля единому замыслу, выстраивал сценическое действие и игру актёров по законам музыкальной композиции, уделял большое внимание сочетанию слова и стилизованной пластики. Детально разрабатывал световую партитуру спектаклей; изобрёл т. н. театрограф – одновременную или последовательную демонстрацию диапозитивов и киноплёнки на сценическом заднике и протянутой через всю сцену прозрачной ткани. Среди постановок: «Егор Булычов и другие» М. Горького (1934), «Аристократы» Н. Ф. Погодина (1935), «Севильский цирюльник» П. Бомарше (1936) и др.Литераторы Леппин ПаульЛе́ппин Па́уль (1878–1945), чешский немецкоязычный писатель, драматург. Основная тематика творчества – Прага и её жители, низменные стороны человеческой личности. В романе «Даниэль Иисус» (1905), обнаруживающем черты символизма и экспрессионизма, затронуты эротические темы. Роман «Путь Северина во тьму. Пражский роман о привидениях» (1914) отражает двойную жизнь, которую приходилось вести самому Леппину, одновременно представителю богемы и государственному служащему. Среди произведений: романы «Двери жизни» (1901) «Хранители радости» (1918), новеллы, драмы.Литераторы Моникова ЛибушеМо́никова Ли́буше (1945−1998), чешская немецкоязычная писательница. Основные темы творчества − отчуждение и утрата национальной идентичности, история Чехословакии и немецко-чешских отношений. Среди произведений: романы «Повреждение» (1981), «Павана для усопшей инфанты» (1983), «Фасад» (1987), «Дрейфующий лёд» (1992), «Просветлённая ночь» (1996), эссе, статьи.Литераторы Майерова МарияМа́йерова Мари́я (1882–1967), чешская писательница, народная писательница Чехословакии (1946). Для ранних произведений характерен интерес к социальной проблематике и судьбе женщины в буржуазном обществе: роман «Девственность» (1907), повести «Несчастная любовь» (1911), «Дочери земли» (1918) и др. Дальнейшее творчество в русле социалистического реализма: роман «Лучший из миров» (1923), утопический роман-репортаж «Плотина» (1932), роман-эпопея о жизни нескольких поколений рабочей семьи «Сирена» (1935) и продолжающий его тематически роман «Шахтёрская баллада» (1938). 12