Лаврентий (антипапа)
Лавре́нтий (Laurentius) (ум. 506), антипапа (22 ноября 498 – 499, 502–506). Доступная исследователям информация о Лаврентии касается его участия в церковно-политической борьбе рубежа 5–6 вв. Иные биографические сведения в источниках отсутствуют. В указанный период римские понтифики пытались восстановить церковное общение между Востоком и Западом, прерванное в ходе «Акакианской схизмы» (484–519). Одной из главных причин последней стало издание византийским императором Зиноном (правил в 474–475, 476–491) «Энотикона» (Объединительного послания), призванного примирить противников и сторонников IV Вселенского собора в Халкидоне (451) и содержавшего уступки антихалкидонитам (см. Монофизитство). В результате папа Анастасий II (понтификат 496–498) отправил в Константинополь делегацию, которая должна была вступить в переговоры с императором Анастасием I (правил в 491–518) с целью достижения компромисса. Возможное сближение с Константинопольской православной церковью было негативно воспринято частью римского клира. При этом достаточно влиятельной была в Риме и провизантийская партия, представленная частью сенаторской знати. Она была связана с правителем остготов Теодорихом Великим, который был заинтересован в улучшении отношений с Византией. Провизантийская партия способствовала избранию на Римскую кафедру после смерти папы Анастасия II архипресвитера церкви святой Пракседы (ныне Санта-Прасседе) Лаврентия, который, по-видимому, был сторонником Энотикона. Избрание состоялось в церкви Санта-Мария-Маджоре. Тогда же в Латеранской базилике другая группа клириков сделала выбор в пользу диакона Симмаха, которого признал законным папой и король Теодорих. Согласно Liber Pontificalis, одной из причин королевского решения стала поддержка Симмаха большинством римского духовенства. Но это объяснение не подтверждается материалами других источников. Напротив, как свидетельствуют соборные акты, Симмах опирался главным образом на епископов диоцеза Пригородная Италия (латинское Italia Suburbicaria), а значительную поддержку в самом Риме имел именно Лаврентий. Примечательно, что на церковном соборе, созванном Симмахом в 499 г., Лаврентий присутствовал в качестве архипресвитера. Это свидетельствовало о его временном отказе от притязаний на Римскую кафедру. По всей видимости, решение о назначении Лаврентия епископом г. Нуцерия (ныне Ночера-Суперьоре, провинция Салерно, Италия) было принято Теодорихом, желавшим примирения церковных партий. Нельзя исключать, что Симмах сам стремился не допустить обострения существовавших противоречий или по крайней мере хотел удалить конкурента из Рима.
Новая фаза противостояния началась в 501 г., когда провизантийская партия выдвинула против Симмаха ряд обвинений: в праздновании Пасхи в соответствии со старой римской пасхалией (Supputatio Romana), а не с 19-летним александрийским циклом, принятым в Византии, неподобающих отношениях с женщинами, а также растрате церковного имущества. Приверженцы Лаврентия убедили Теодориха созвать в Риме собор для рассмотрения обвинений против Симмаха. Заседания открылись в октябре 502 г. (принятая во многих исследованиях датировка собора 501 г. менее вероятна). Нападение врагов на свиту папы, направлявшегося на очередную соборную сессию в Сессорианскую базилику (ныне церковь Санта-Кроче-ин-Джерузалемме), в результате которого погибло несколько человек, побудило понтифика вернуться в Ватиканскую базилику. На состоявшемся там заседании сторонников Симмаха последний был оправдан и признан законным епископом Рима. Поскольку противники папы отвергли указанные решения, через месяц он был вынужден созвать новый Собор.
Большинство римских клириков и сенаторов по-прежнему поддерживали Лаврентия, который вскоре вернулся в город. Конфликт между Симмахом и Лаврентием возобновился, причем фактическим епископом Рима на протяжении 4 лет был именно последний. Тем не менее, в 506 г. король Теодорих, опасавшийся усиления провизантийской партии, принял решение окончательно поддержать Симмаха. Лаврентий, не желая обострения конфликта, отказался от притязаний на Римскую кафедру и оставил город. Вскоре антипапа скончался.
В литературе высказываются различные точки зрения относительно причин «лаврентиевской схизмы». Ими могли быть и противоречия, касавшиеся отношений с Константинопольской церковью, и внутренние причины, важное место среди которых занимало стремление сенаторской аристократии влиять на церковные дела, в том числе контролировать доходы Римской кафедры.