Куперен Арман-Луи
Купере́н Арма́н-Луи́ (Armand-Louis Couperin) (25.2.1727, Париж – 2.2.1789, там же), французский композитор, органист и клавесинист.
Из династии Куперенов, двоюродный племянник Ф. Куперена. Музыкальное образование, вероятно, получил у отца, композитора и органиста парижской церкви Сен-Жерве Николя Куперена (1680–1748); также обучался пению в Сен-Жерве, впоследствии работал там органистом. Известно о его службе в церквях Сен-Бартельми (до 1772) и Сен-Жан-ан-Грев, Карм-Бийет, Нотр-Дам (в 1755), Сент-Шапель (с 1760) и в королевской капелле (с 1770). Выступал в парижских Духовных концертах.
Современникам был известен в качестве импровизатора на органе, имел репутацию одного из лучших органистов (см.: Pearlman, 2010. P. vii; Plaisant de la Houssaye, 1769). Композитор и органист Ч. Бёрни, посетивший Париж в 1770 г., слышал его игру в Сен-Жерве и отразил свои впечатления о ней в книге «Нынешнее состояние музыки во Франции и Италии» («The present state of music in France and Italy», 1771): «…Он превосходный органист, демонстрирующий блестящее исполнение, разнообразие мелодий и виртуозные модуляции» (Burney, 1773. P. 41).
Композиторское наследие А.-Л. Куперена невелико, многие его произведения не были опубликованы и были впоследствии утеряны. Сохранились клавирные (в основном, для клавесина) и ансамблевые сочинения (для разных инструментальных и вокально-инструментальных составов); среди них: кантатиль (небольшая кантата) «Доктор любви» («L’amour médecin», 1750), сборник пьес для клавесина (1751), 3 трио-сонаты (1770), «Диалог между шалюмо и фаготом в сопровождении флейт» для клавесина или органа (1775). Автор нескольких мотетов (ныне известен лишь один – «Мотет к Святому причастию», 1787).
С точки зрения композиторского стиля является довольно консервативным представителем эпохи барокко, и «вкус у него, может быть, не такой современный, каким мог бы быть» (Burney, 1773. P. 41). В то же время, исследовал возможности инструментов, например, в «Симфонии для клавесинов» (1773) им заявлено использование двух современных ему клавесинов с механизмом «les genouillères» (буквально «наколенники»; рычаги под клавиатурой, позволяющие изменять динамику за счёт переключения регистров коленями), а также регистра «jeu de buffle» (буквально «игра на буйволовой коже») с особо тихим и мягким звучанием.
Трое из четырёх детей Куперена стали музыкантами: композиторы и органисты Пьер-Луи (1755–1789) и Жерве-Франсуа (1759–1826), певица и органистка Антуанетта-Виктуар (около 1760 – 1812; по другим данным, 1754 – около 1817).