Куба. Кинематограф
Кинемато́граф Ку́бы. В 1897 г. французский оператор Г. Вейре снял первый кубинский хроникальный фильм «Тушение пожара» (продолжительностью 1 мин). Первым кубинским автором документальных и рекламных лент стал Х. Касасус («Исчезающий колдун», 1898), основоположник системы кинопроката в стране. Среди режиссёров 1910–1930-х гг.: Э. Диас Кесада («Ослеплённый преступник» и «Хуан Хосе», оба – 1910; «Мануэль Гарсия, или Король кубинских земель», 1913), Р. Пеон («Перелётные птицы», 1921; «Матерь милосердная», 1930; «Романс в пальмовой роще», 1938). Первый полнометражный звуковой фильм «Красная змея» в 1937 г. поставил Э. Капаррос. Кубинское кино подражало стереотипам мексиканской мелодрамы и комедии, национальная тематика разрабатывалась лишь в отдельных фильмах режиссёра М. Алонсо (в том числе в социальной драме «Крепкая порода», 1953).
В 1940–1950-х гг. развитие национального кино тормозили недостаток средств и зависимость от иностранных (в основном американских) кинокомпаний. Антиправительственными настроениями отмечена деятельность секции кино Общества культуры «Наше время» (основана в 1948). Её участники, ставшие впоследствии известными кинематографистами (Т. Гутьеррес Алеа, Х. Гарсия Эспиноса, Х. Массип и А. Гевара), сняли в 1955 г. документальный фильм «Эль Мегано» о тяжёлых условиях жизни угольщиков в районе Сьенага-де-Сапата (фильм был запрещён цензурой), предвосхитивший рождение нового кубинского кинематографа. Процесс революционных преобразований отразился в фильмах «Это наша земля» Гутьерреса Алеа, «Жилище» Гарсии Эспиносы (оба – 1959).
Содействие в становлении кино Кубы оказали зарубежные кинематографисты Ч. Дзаваттини, Р. Л. Кармен, К. Маркер, А. Варда и др. В 1964 г. вышел первый советско-кубинский фильм «Я – Куба» М. К. Калатозова.
Международное признание завоевали работы кубинского документалиста С. Альвареса: «Циклон» (1963), «Сейчас» (1965), «Ханой, вторник, 13» (1967, приз Московского международного кинофестиваля, 1967), «79 вёсен» (1969), «Я сын Америки... я ей обязан» (1972).
Первые игровые фильмы после 1959 г. посвящены революции: «Рассказы о революции» Гутьерреса Алеа (1960, приз Московского международного кинофестиваля, 1961), «Молодой повстанец» Гарсии Эспиносы (1961, приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1962), «Мануэла» У. Соласа (1966).
2-я половина 1960-х гг. – период взлёта национального кинематографа. Войне за независимость от испанского владычества посвящены фильмы «Одиссея генерала Хосе» Х. Фраги (1968) и «Первый бой мачете» М. О. Гомеса (1969). Фильм «Лусия» Соласа (1968, приз Московского международного кинофестиваля, 1969) рассказывал о судьбах кубинских женщин на разных этапах истории страны. Образцами социальной сатиры стали фильмы Гутьерреса Алеа «Двенадцать стульев» (1962, действие романа И. Ильфа и Е. Петрова перенесено на национальную почву), «Смерть бюрократа» (1966, приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1966).
К традициям народной культуры обратился Гарсия Эспиноса в комедийно-авантюрном фильме «Приключения Хуана Кинкина» (по мотивам романа «Хуан Кинкин в городке Мочо» С. Фейхоо, 1967). Одно из высших достижений кубинского кинематографа этого периода – фильм «Воспоминания об отсталости» Гутьерреса Алеа (1968, приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1968), раскрывающий внутреннюю драму кубинского интеллектуала, неспособного найти себя в послереволюционном обществе.
В кинематографе Кубы в 1970-х гг. существовали две тенденции. Стиль социального документа представлен в работах М. О. Гомеса («Вам слово», 1973, в отечественном прокате – «Слово за вами»), М. Переса («Человек из Майсинику», 1973, приз Московского международного кинофестиваля, 1973; «Чёрная река», 1977), Э. Пинеды Барнета («Мелья», 1975), О. Кортасара («Учитель», 1977, приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1978). Метафорический киноязык, использовавший богатую палитру изобразительных средств, отличает фильмы «Дни воды» Гомеса (1971, приз Московского международного кинофестиваля, 1971), «Тайная вечеря» (1976), «Выжившие» (1978, в отечественном прокате – «Осуждённые на одиночество») Гутьерреса Алеа. Поиск национальных корней, тема борьбы против рабства на Кубе легли в основу кинотрилогии С. Хираля – «Другой Франсиско» (1974), «Охотник за беглыми» (1976), «Малуала» (1979).
В конце 1970 – 1980-х гг. на первый план вышла проблема независимости женщин: «Портрет Тересы» П. Веги (1979), «До определённой степени» Гутьерреса Алеа (1983), «Другая женщина» Д. Диаса Торреса (1986). Большой резонанс вызвала масштабная историческая лента «Сесилия» У. Соласа (1982, по роману «Сесилия Вальдес, или Холм Ангела» С. Вильяверде).
К середине 1980-х гг. на экраны вышли работы нового поколения режиссёров: «Возраст не помеха» Р. Диаса (1984), «Обмен» (1984) и «Плафф!» (1988) Х. К. Табио, «Невеста для Давида» О. Рохаса и «Яблоко от яблони недалеко падает» Л. Ф. Бернасы (обе – 1985).
В 1980–1990-х гг. широкое распространение получила практика совместного производства фильмов Кубы с другими странами Латинской Америки. На фоне экономического кризиса, сказавшегося и на кинематографе, в это время острее зазвучали темы разочарования, потери ориентиров, двойной морали и т. п.: «Второстепенные роли» Рохаса (1989, совместно с Испанией), «Алисия в деревне Чудес» Диаса Торреса (1990), «Прозрачная женщина» У. Соласа (1990), «Приятная ложь» Х. Чихоны (1991, совместно с Испанией), «Мадагаскар» Ф. Переса (1994). Тема эмиграции поднимается в фильмах «Отдалённость» Х. Диаса (1985), «Параллельные жизни» П. Веги (1992, совместно с Испанией, Венесуэлой, Никарагуа), «Мёд для Ошун» У. Соласа (2001).
Известность за рубежом в 1990-х гг. получил фильм «Клубничное и шоколадное» Гутьерреса Алеа (1993, совместно с Х. К. Табио, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, 1994) – пронзительная социально-психологическая драма, впервые в национальном кино затронувшая запрещённую на Кубе тему гомосексуальности. Ещё одной лентой, принёсшей международную известность кубинскому кино на рубеже столетий, стала мелодрама «Жизнь – это свист» Ф. Переса (1998), показанная на фестивалях «Сандэнс» (США; специальный приз жюри, 1999), в Роттердаме, Карловых Варах, Берлине и получившая испанскую премию «Гойя» в категории «Лучший испаноязычный иностранный фильм» (2000).
Среди режиссёров рубежа 20–21 вв.: А. Сотто («Вертикальная любовь», 1997; «Ночь невинных», 2007), Х. К. Кремата Мальберти («Вива Куба!», в отечественном прокате – «Маленькие беглецы», 2005, Grand Prix Écrans Juniors Каннского кинофестиваля, 2005).
Большой вклад в развитие анимационного кино Кубы внесли Х. Падрон, Т. Рагги, М. Ривас.
В 1-й четверти 21 в. к наиболее заметным на международной арене кубинским лентам относятся документальный фильм «Гаванская сюита» Ф. Переса, открывший фестиваль в Сан-Себастьяне (2003), и драма «Билет в рай» Х. Чихоны (2010), отобранная на фестиваль «Сандэнс» и номинированная на премию «Гойя» в категории «Лучший иберо-американский фильм» (2012).
В 2013 г. драма «Бассейн» К. М. Кинтелы (2012, совместное производство с Венесуэлой) была отобрана в секцию «Панорама» Берлинского кинофестиваля. Картина исследует тему человеческой некоммуникабельности: история разворачивается вокруг тренировки четырёх подростков-инвалидов с их тренером-интровертом. Кинтела спустя два года выпустил драму «Проект века» (2015), в которой осмысливается историческое наследие СССР на Кубе. Фильм, снятый совместно с кинематографистами Аргентины, Швейцарии и Германии, выиграл главный приз основного конкурса Роттердамского международного кинофестиваля – Tiger Award, а также принял участие в фестивале в Сан-Себастьяне.
Драма «Переводчик» Р. и С. Барриусо (2018) – проект совместного производства Кубы и Канады (фильм снят частично на русском языке). Она рассказывает историю профессора русской литературы из Гаваны, приставленного к облучённым детям, прилетевшим на Кубу из СССР после Чернобыльской аварии 1986 г. Лента была показана на многих смотрах, в том числе на фестивале «Сандэнс» (США) и Шанхайском международном кинофестивале, где получила приз за лучшую режиссуру. Футуристический триллер-притча «Голубое сердце» М. Койюлы (2021) посвящён проблеме вмешательства человека в природу (фильм участвовал в основном конкурсе 43-го Московского международного кинофестиваля).
К деятелям современного кубинского кино относится И. Гутьеррес Торрес – режиссёр испанского происхождения, получившая кинематографическое образование в Международной киношколе в Сан-Антонио-де-лос-Баньосе на Кубе. Она автор кинокартин, отобранных на Роттердамский и Берлинский фестивали, двукратная участница образовательной платформы Berlinale Talents Берлинского кинофестиваля.
В Гаване в 1959 г. основан Институт киноискусства и кинопромышленности (ИКАИК; с 1976 отдел Министерства культуры). В 1960 г. под эгидой ИКАИК открылась Кубинская синематека, с 1963 г. она получила статус полного члена Международной федерации киноархивов. С 1979 г. проводится ежегодный фестиваль нового латиноамериканского кино, в 1986 г. открылась резиденция Фонда нового латиноамериканского кино, по инициативе которого в том же году в Сан-Антонио-де-лос-Баньосе создана Международная школа кино и телевидения трёх континентов.