Корабельная архитектура
Корабе́льная архитекту́ра, наука о функциональном и архитектурном формировании судна в целом и отдельных его элементов. Корабельная архитектура отражает научные, технические и технологические достижения в судостроении и других отраслях промышленности в соответствии с современными требованиями экономики, экологии и промышленного дизайна. До середины 19 в. термин «корабельная архитектура» охватывал весь комплекс судостроительных дисциплин. Первыми теоретическими работами по корабельной архитектуре были «Доктрина корабельной архитектуры» Э. Дина (1670) и «Архитектура судов» Дасье (Франция, 1677). Значительный вклад в развитие науки внесли аналитические работы Л. Эйлера, А. Дюамель дю Монсо (Франция) и Ф. Х. Чапмена. В 19 в., в связи с отходом от эмпирических методов в создании судов, постепенно из корабельной архитектуры выделился ряд специальных разделов (теория корабля, строительная механика и прочность корабля, технология судостроения и др.). В современном понимании предметом исследования корабельной архитектуры является устройство судна, а также составляющие его конструктивные комплексы, отдельные элементы и их взаимное расположение на судне, рассматриваемое с позиций функциональной эффективности и норм технической эстетики. Важное значение в корабельной архитектуре придаётся организации окружающего пассажиров и команду внутреннего пространства, дизайну кают, проходных и общественных помещений (коридоров, тамбуров, вестибюлей, открытых палуб, закрытых прогулочных палуб, кают-компаний, столовых, ресторанов, салонов, спортзалов, бассейнов, библиотек и др.). Целями корабельной архитектуры являются придание создаваемому судну не только технического совершенства, но и информативной выразительности и эстетической значимости. Выполнение поставленных целей обеспечивается соблюдением следующих принципов проектирования: конструктивная целесообразность судна; оптимальный выбор конструкционных материалов; сохранение композиционного единства, гармоничности, законченности и соразмерности судна в целом и отдельных его частей; применение при проектировании различных средств композиции (пропорции, ритм, модули, контрасты, фактура и т. п.); визуализация результатов проектирования (компьютерная визуализация, изготовление макетов и моделей судна).
Корабельная архитектура судна определяет его архитектурно-конструктивный тип, характеризуемый, в первую очередь, внешней формой судна; выбор его при проектировании производится исходя из назначения судна, района плавания и других особенностей его эксплуатации. Общая форма судна зависит от формы и конструкции корпуса судна, расположения и формы надстроек и рубок, машинного отделения, судовых устройств и т. п. Форма корпуса определяется его надводным силуэтом, который характеризуется очертаниями штевней, фальшбортов, наличием бака и юта (надстройки соответственно в носовой и кормовой частях судна), а также типом и количеством движителей. Существенное значение имеют форма носовой оконечности, наличие линий излома борта, вырезов и другого, выражающих динамичность судна, его мореходные качества. Для современных судов характерны наклонная форма форштевня, наличие на многих судах носового бульба (выступающее вперёд утолщение подводной части), уменьшающего волновое сопротивление воды. На общую архитектуру судна оказывают влияние особенности надводного борта (наличие ограждений носовой и кормовой оконечностей, иллюминаторов и др.). В зависимости от числа и расположения надстроек различают: трёхостровные суда, т. е. суда с тремя надстройками (бак, средняя надстройка и ют); двухостровные – суда с двумя надстройками (обычно бак и ют); одноостровные, имеющие одну надстройку (бак или ют); со сплошной надстройкой по всей длине судна; гладкопалубные без надстроек, имеющие только рубки; квартердечные суда (с местным подъёмом верхней палубы в кормовой части и любым типом надстройки в других частях судна). Отличительной особенностью архитектурно-конструктивного типа грузовых судов является степень раскрытия грузовых люков, оказывающая влияние на эффективность выполнения грузовых работ и на общий вид судна. Существенное значение придаётся отдельным элементам судна (числу и протяжённости ярусов надстроек, форме рубок, дымовых труб, мачт и др.). Значимую роль в архитектуре судна имеет окраска надстроек и корпуса в целом.
Архитектура судов постоянно совершенствуется. Её проявления разнообразны и зависят от назначения судна. Для современных транспортных судов характерны лаконичность формы и широкое применение упрощённых конструкций, позволяющих использовать рациональные технологии, снижать стоимость судов и повышать эффективность работы флота. Архитектура крупных пассажирских судов отличается применением выразительных средств, подчёркивающих композиционное единство судна в целом, его техническое и эстетическое совершенство. Для архитектуры судов для отдыха и туризма, особенно яхт, также характерно проявление высоких эстетических качеств, однако в значительной мере эти суда отражают индивидуальные вкусы заказчика. В архитектуре военных кораблей решающую роль играют вопросы военной и конструктивной целесообразности.