Нос судна
Нос су́дна (носовая оконечность), передняя часть судна от форштевня до шпангоута с наибольшей площадью рабочего сечения подводной части. Длина носа судна оценивается в долях от длины судна по ватерлинии: она может быть равной половине этой длины, превышать её половину или быть менее половины (при наличии у судна цилиндрической вставки). Заострённость носа судна выбирается из условий минимизации сопротивления воды движению судна. У тихоходных судов (сопротивление воды в основном составляет сопротивление трения) заострённость носа судна минимальна. У быстроходных судов (значительная часть сопротивления движению – волновое сопротивление) заострённость увеличивается; при этом минимальное значение углов примыкания ватерлиний к диаметральной плоскости (вертикальной продольной плоскости, делящей судно на две симметричные части) из условия прочности нос судна ограничивают 8°. Форма носа судна в зависимости от соотношения ширины судна и осадки может быть ложкообразной (глубокая ложка, мелкая ложка) – с V-образными либо U-образными шпангоутами – или санной. Ложкообразная форма обеспечивает необходимую мореходность при движении на волнении; она характерна для морских судов и большинства судов внутреннего плавания. Носовые ветви ватерлиний судов с ложкообразной формой носовой оконечности в зависимости от быстроходности судов могут быть выпуклыми, прямыми или S-образными. Санная форма носа судна используется в основном для речных барж, которые отличаются большой шириной корпуса и эксплуатируются в толкаемых составах. Многие суда имеют носовые бульбы (выступающее вперёд каплевидное или полусферическое утолщение подводной части носа судна), что способствует снижению волнового сопротивления.