Морской конвой
Морско́й конво́й (голл. konvooi – сопровождение, сопутствие), временное формирование из транспортных судов и кораблей охранения, предназначенное для защиты военных и экономических морских перевозок в военное время или в угрожаемый период. При необходимости создаётся для обеспечения безопасности судоходства в морских районах, примыкающих к зонам военных конфликтов.
По району перехода различают конвои внутренние (внутри одного моря) и внешние; по географическому признаку – океанские, морские и прибрежные; по характеру перевозимого груза – войсковые (войска и боевая техника), грузовые (экономические грузы) и смешанные; по составу – сверхбольшие (более 100 судов), большие (31–100 судов), средние (10–30 судов) и малые (менее 10 судов); по скорости хода – быстроходные [20 узлов (около 37 км/ч) и более], средней скорости [до 15 узлов (около 28,5 км/ч)] и тихоходные [до 10 узлов (около 19 км/ч)].
Конвой морской применялся с древних времён для защиты торгового судоходства от нападения пиратов и каперов. Создание организованной системы конвоя связано с возникновением регулярных флотов. Первыми были морские испанские конвои для связи с колониями в Новом Свете. По мере развития колониальной системы все европейские морские державы создали свои системы морских конвоев. Во время войн конвоирование становилось нормой судоходства и в ряде стран вводилось в законодательном порядке. В Первую мировую войну 1914–1918 гг. Великобритании удалось значительно снизить потери своего торгового флота от германских подводных лодок именно благодаря введению системы морских конвоев.
Самой масштабной в истории стала система конвоев, введённая в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. Великобританией на Атлантическом театре военных действий, где с 1939 по 1945 гг. в составе 2,2 тыс. морских конвоев было проведено 75 тыс. судов. Наиболее известным стал конвой PQ-17, который вследствие ошибочных действий британского военно-морского руководства понёс большие потери от действий немецких подводных лодок и авиации.
Советский Северный флот (СФ) совместно с союзниками обеспечил проводку по внешним коммуникациям 1,5 тыс. судов в составе 77 морских конвоев. В составе внутренних арктических конвоев кораблями СФ было проведено свыше 1,8 тыс. судов.
В период локальных войн и вооружённых конфликтов, помимо противоборствующих сторон, систему морских конвоев в морских районах, прилегающих к зонам военных конфликтов, в ряде случаев вводили третьи страны. Так, во время ирано-иракской войны 1980–1988 гг. корабли ВМФ СССР в Персидском и Оманском заливах в 178 конвоях без потерь и повреждений провели 374 торговых судна.
В современных условиях наибольшую угрозу для морских конвоев могут представлять подводные лодки (ПЛ) с ракетным и торпедным вооружением, безэкипажные ударные катера, а также авиация, включая беспилотные разведывательно-ударные летательные аппараты. В этой связи охранение конвоя организуется с учётом степени этих угроз. Типовой походный ордер морского конвоя включает одну или несколько кильватерных колонн транспортных судов (до 5–6 ед. в каждой колонне) и охранение: непосредственное противолодочное; ближнее противолодочное и противовоздушное (противоракетное); дальнее противолодочное. Впереди по курсу конвоя в 100 милях (185,2 км) и более может осуществляться патрулирование противолодочными самолётами. К решению задач противолодочной обороны могут привлекаться атомные торпедные ПЛ, которые включаются в состав сил охранения конвоя и размещаются в 40 милях (74 км) и более от охраняемых судов.