Концепция социализации Кона
Конце́пция социализа́ции Ко́на, совокупность социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Кон. 1989. С. 19). Таким образом, социализация, с одной стороны, – процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создаётся конкретная личность, с другой – способ существования и трансмиссии культуры.
Оригинальность подхода И. С. Кона состоит, во-первых, в определении в процессе социализации стихийного и организованного (воспитание) компонентов; во-вторых, в акцентировании активной, субъект-субъектной позиции человека в процессе социализации, которая становится всё более выраженной в ходе исторической эволюции (Мудрик. 2011. С. 32); в-третьих, в выделении четырёх важных аспектов: субъектного (от кого и кому осуществляется трансмиссия культуры); объектного (что именно – знания, навыки, ценности, установки – передаётся); процессуального (пути, способы передачи, механизмы) и институционального (посредством каких социальных институтов осуществляется трансмиссия) (Кон. 1999. С. 422).
Данную концепцию можно рассматривать как первую попытку разработки концепции социализации в отечественной социологической науке и как важную веху в творчестве самого И. С. Кона.
Идейные истоки
Кон в своих работах продолжает идеи т. н. субъект-субъектного подхода, основоположниками которого можно считать У. А. Томаса и Ф. В. Знанецкого (Thomas. 1920), Ч. Х. Кули (Colley. 1956), Дж. Г. Мида (Mead. 1934), У. М. Уэнтуорта (Wentworth. 1980) и др. Согласно этому подходу, в процессе социализации активную роль играют не только общество, его социальные институты, различного рода большие и малые социальные группы, но и сам человек, выступающий активным участником своей социализации.
Идеи символического интеракционизма (Mead. 1934. Р. 144–152) нашли отражение у Кона в положении о том, что главным понятием для описания конкретной личности является понятие социальной роли, т. к. социально значимые черты личности складываются и проявляются в конкретном процессе социального взаимодействия. Интраиндивидуальным компонентом и результатом социального взаимодействия, по Кону, является система мотивов, установок и ориентаций, составляющих основу внутренней структуры личности. Кон отмечает, что определённые социальные роли влияют на личностные качества индивида, и наоборот, индивидуальные особенности человека существенно влияют на выбор им социальных ролей и их реализацию. При этом интеграция и структура ролей являются уникальными для каждой личности. В отличие от Мида, Кон особо подчёркивает, что взаимоотношения, в которые вступает человек, и личность как член общества прежде всего определяются системой сложившихся общественных отношений (Кон. 1999. С. 83).
Исторические этапы институциональной социализации
Согласно Кону, на первом этапе развития культуры – в обществах первичной формации – социализация детей осуществляется совместными усилиями всей общины, главным образом путём последовательного практического включения детей, по мере их роста, в различные формы игровой, общественно-производственной и ритуальной деятельности, которые ещё недостаточно отделены друг от друга, так что все древнейшие институты социализации, например возрастные группы, полифункциональны и выполняют одновременно трудовые, социально-организационные и ритуальные функции. Таким образом, «подготовка к жизни» детей не отделена от практического участия в ней (Кон. 1999. С. 437).
На втором этапе важнейшим институтом социализации становится большая семья. Это способствует индивидуализации и одновременно социальной дифференциации содержания, задач и методов воспитания в зависимости от имущественного положения и социального статуса каждой семейной группы.
Третий этап – этап урбанизации и индустриализации, на котором неуклонно возрастает значение общественно-государственных институтов, специально предназначенных для передачи унаследованного опыта, – школ, особых форм ученичества и т. п., которые вступают в сложные и противоречивые отношения с семейными влияниями. Иногда эти влияния разграничиваются по фазам жизненного цикла: до какого-то возраста ребёнок воспитывается в семье, а затем переходит в специализированный институт. Воспитание становится непосредственно общественным, общенациональным делом, требующим планирования, управления, систематической координации усилий отдельных институтов, среди которых наиболее важны семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации (Кон. 1999. С. 438).
Усложнение системы социализации делает её более гибкой и обеспечивает большие вариативные возможности индивидуального развития, но такая система становится одновременно всё менее управляемой. При этом цели воспитания, формулируемые и прокламируемые взрослыми, никогда и нигде не реализуются полностью. Такая рассогласованность целей, средств и результатов воспитания является одной из объективных предпосылок культурной инновации, делая процесс передачи культурных ценностей селективным, избирательным.
Кон указывает на закономерности процесса социализации:
– по мере обогащения культуры объём передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи все более дифференцируются и специализируются;
– усложнение системы социализации, углубление её вариативности делают её всё менее управляемой, всё более проблематичной, что сопровождается всё большим рассогласованием целей, средств и результатов организованной социализации (воспитания) и порождает растущее недовольство старших поколений «невоспитанностью» младших;
– ускорение темпов культурного обновления в эпоху научно-технической революции и политической конвергенции актуализировало проблему инноваций в культуре и превратило процесс передачи культурных ценностей в избирательный, селективный, всё более зависящий от индивидуального выбора его участников. Социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности (Кон. 1999. С. 438–439).
В ряду механизмов социализации [в продолжение идеи Г. Тарда (Тард. 2011)] Кон называет простое подражание другим, безусловное подчинение мнению большинства и т. д. Овладение любым простейшим трудовым навыком начинается, как правило, с простого подражания учителю и воспроизведения его действий и указаний (Кон. 1967. С. 94). Кон считает, что процесс социализации «связан с усвоением социального опыта, в ходе которого создаётся конкретная личность», при этом он «не сводим к непосредственному взаимодействию индивидов» (Кон. 1999. С. 72). Таким образом, человек становится личностью в процессе социализации – «индивидуальность не предпосылка социализации, а её результат» (Кон. 1967. С. 94).
Критика и значение концепции для отечественной науки
В ранних работах Кон в качестве механизмов социализации рассматривает семью, специальные учреждения общественного воспитания (ясли, детский сад, школу и др.), формальные и неформальные возрастные группы и организации и т. д. (Кон. 1967. С. 121). Критикуя позицию Кона, Б. Д. Парыгин отмечает, что он смешивает механизмы и факторы социализации в силу того, что факторы являются внешними по отношению к психическому миру человека, это среды, под влиянием которых происходит социализация; поэтому семья, дошкольные учреждения, формальные и неформальные группы, а также и специфические для жизнедеятельности индивида влияния микро- и макросреды являются факторами социализации (Концепции социализации ... 2010. С. 79).
В последующих работах Кона семья, специальные учреждения общественного воспитания (ясли, детский сад, школа и др.), формальные и неформальные возрастные группы и организации были охарактеризованы как институты социализации (Кон. 1999. С. 437).
Кон одним из первых в отечественной науке актуализировал анализ социализации. Значимость концепции Кона усиливалась отсутствием в тот исторический период переводов работ зарубежных мыслителей по данной проблематике, поэтому отечественные представители социальных наук при рассмотрении социализации ориентировались именно на труды Кона. Однако это не умаляет эвристического значения подхода Кона, который подчёркивал, что социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности (неформальные референтные группы, средства массовой коммуникации и др.). Также значимым вкладом в формирование научного взгляда на процесс социализации является положение концепции Кона об исторической эволюции процесса социализации в сторону всё более выраженной субъект-субъектности в сочетании с тезисом о развитии субъектности в онтогенезе.