Колесов Пётр Алексеевич
Ко́лесов Пётр Алексе́евич [1(14).1.1917 г., по официальным документам, 17.8.1915, село Емельяново Старицкого уезда Тверской губернии, ныне Старицкий район Тверской области – 29.7.2004, Москва], советский и российский конструктор авиационных двигателей, в 1960–1984 гг. главный конструктор Рыбинского конструкторского бюро моторостроения (до 1966 именовалось ОКБ-36; ныне Объединённая двигателестроительная корпорация «Сатурн»; входит в Государственную корпорацию «Ростех»), доктор технических наук (1971), профессор (1976).
Родился в семье сельского учителя Алексея Семёновича Колесова и его жены – домохозяйки Екатерины Петровны; был младшим, седьмым, ребёнком в семье. Окончил сельскую школу, затем школу-семилетку в Твери. Для того чтобы подросток мог начать работать сразу после окончания семилетки, один из близких родственников в справке из сельсовета добавил ему 1,5 года.
В 1931 г. поступил на конструкторские курсы Главного управления авиационной промышленности в Москве, которые окончил в конце 1932 г. Занимаясь на курсах, в марте 1932 г. поступил на работу техником-конструктором в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ, ныне носит имя П. И. Баранова). Под руководством профессора В. И. Кирсанова разрабатывал топливную аппаратуру для авиационных моторов, освоил выпуск чертежей сложных деталей, исследовал их характеристики на испытательных установках, получил практические знания по технологии производства.
В 1935 г. из ЦИАМ направлен на учёбу в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе [МАИ, ныне Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)], на моторостроительный факультет. Учёбу в институте сочетал с инженерной практикой: участвовал в создании редуктора для вертолёта И. П. Братухина, в 1940–1941 гг. работал инженером-конструктором на заводе № 33, где под руководством профессора В. И. Кирсанова разрабатывал установки для исследования непосредственного впрыска топлива в цилиндры двигателя. В ходе дипломного проектирования на кафедре теории авиадвигателей (заведующий кафедрой – профессор А. В. Квасников) выполнил расчёты системы регулирования для нового поршневого 24-цилиндрового двигателя водяного охлаждения М-250 взлётной мощностью 2500 л. с., который разрабатывался во 2-м конструкторском бюро МАИ (КБ-2 МАИ) под руководством В. А. Добрынина и заведующего кафедрой конструирования и проектирования двигателей летательных аппаратов МАИ Г. С. Скубачевского.
В марте 1941 г., после окончания МАИ, направлен инженером-механиком в опытный отдел Моторного завода № 16 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) СССР в Воронеже, в переведённое к тому времени из Москвы КБ-2 МАИ, возглавляемое В. А. Добрыниным. В октябре 1941 г. это КБ было эвакуировано в Уфу, где работало под наименованием Опытного конструкторского бюро № 250 (ОКБ-250), в 1943 г. переведено в Рыбинск на завод № 36 НКАП (и сменило название на ОКБ-36), а в 1966 г. было переименовано в «Рыбинское КБ моторостроения» (РКБМ).
В 1943–1946 гг. Колесов – инженер-конструктор, работал над созданием мотора ВД-3ТК мощностью 3500 л. с. В 1946 г. назначен ведущим конструктором, руководителем группы кривошипно-шатунного механизма и картера, участвовал в разработке комбинированного поршневого мотора ВД-4К мощностью 4300 л. с. для стратегического бомбардировщика Ту-85. (Двигатель ВД-4К, являясь своего рода переходной ступенью между поршневыми и газотурбинными двигателями, по своим параметрам стал лучшим среди отечественных и зарубежных аналогов. Это была вершина развития поршневых авиадвигателей.) С 1952 г. Колесов работал над созданием сверхмощного турбореактивного двигателя ВД-5 (максимальная тяга 13 000 кгс), был ведущим конструктором одноконтурного двигателя ВД-7Б для стратегического бомбардировщика 3М.
В 1956 г. назначен начальником конструкторского бюро; с 1959 г. заместитель главного конструктора В. А. Добрынина. В 1960 г. назначен руководителем и главным конструктором ОКБ-36. В 1976–1984 гг. главный конструктор объединения и первый заместитель генерального директора. Под руководством Колесова разработаны турбореактивные двигатели для самолётов В. М. Мясищева, А. Н. Туполева, П. О. Сухого, А. И. Микояна, А. С. Яковлева, Г. М. Бериева, Р. Л. Бартини. В этот период в Рыбинске созданы двигатели: РД-7П (ВД-7МА, ВД-7БА) для стратегического сверхзвукового ракетоносца М-50; РД-7М-2 для первого отечественного серийного сверхзвукового ракетоносца Ту-22; РД36-41 для сверхзвукового ракетоносца Т-4 («100»); РД36-51/51А для сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144Д; РД36-51В с нерегулируемым соплом и подачей кислорода в камеру сгорания для сверхвысотного самолёта М-17 «Стратосфера».
В начале 1962 г. Колесов инициировал работы по созданию малогабаритных сверхлёгких подъёмных двигателей для самолётов вертикального взлёта и посадки: РД36-35 для самолётов укороченного разбега и пробега Т-58ВД и МиГ-23ПД; РД36-35ПР для опытного самолёта-амфибии ВВА-14; РД36-35ФВ/ФВР для Як-36М и Як-38. Двигатель РД36-35К устанавливался в качестве маршевого на лётный аналог орбитального самолёта «Спираль» МиГ-105 «ЭПОС», двигатели ВД-7 – на экспериментальный экраноплан КМ («Корабль-макет», «Каспийский монстр») Р. Е. Алексеева.
Двигатели, разработанные под руководством Колесова, зачастую опережали своё время и, как правило, являлись новым шагом в отечественном двигателестроении.
П. А. Колесов гармонично сочетал качества руководителя, конструктора и наставника, всегда шёл непроторённой дорогой, стойко переживал неудачи и не кичился успехами, был прост и выдержан. В свободное время любил активную деятельность: среди его хобби были работа по дереву и металлу, моторы, лодки, автомобили, охота.
В 1984 г. вышел на пенсию, но до 1995 г. продолжал работать в РКБМ в должности ведущего конструктора, старшего научного сотрудника, научного консультанта. Автор 43 изобретений и ряда научных трудов.
Удостоен Сталинской премии 1-й степени (выдана в 1951 за 1950) и Государственных премий СССР (1971, 1979).
Награждён орденами Ленина (1966, 1971), Октябрьской Революции (1976), Трудового Красного Знамени (1957), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», знаком «Почётный авиастроитель» (1987), другими наградами.
Умер в 2004 г. в Москве. Похоронен на Перепечинском кладбище Москвы.