Кобецкий Владимир Дмитриевич
Кобе́цкий Влади́мир Дми́триевич (2.9.1934 – 27.12.2014, Санкт-Петербург), советский и российский исследователь религии, специалист по социологии религии. Занимался эмпирическими исследованиями религии и атеизма в СССР.
Окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена) (1959) и аспирантуру Ленинградского государственного университета (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) (1968), преподавал в этом университете до 1994 г., заведовал кафедрой истории и философии религии (1984–1989). С середины 1960-х до начала 1990-х гг. Кобецкий активно участвовал в деятельности различных социологических групп, исследовавших состояние религиозности населения и его отношение к атеизму.
В 1960-х гг. внимание Кобецкого было обращено на выявление причин сохранения религиозной обрядности. Результатом его исследований стал вывод о несостоятельности мнения, будто обряд крещения утратил для советских людей религиозное значение и совершается лишь из-за отождествления с национальными традициями, в оздоровительных целях либо по эстетическим соображениям. Было установлено, что главной причиной совершения этого обряда остается именно религиозная мотивация. Собранный эмпирический материал подтвердил тезис учёного, что «индифферентное отношение к религии ... нельзя рассматривать как нечто чуждое религии, противостоящее религиозной жизни» (Кобецкий. 1969. С. 172).
Тогда же Кобецким проводилось анкетное исследование интенсивности спроса на научно-атеистическую литературу в ленинградских библиотеках. Для обработки данных использовались машинный обсчёт материалов, построение макета зависимостей, сведение информации в таблицы, диаграммы и графики. Выяснилось, что свыше 1/3 опрошенных вообще не интересуются атеистической литературой и не читают её, половина – читают лишь изредка и только 7,4% делают это регулярно. Анализ интенсивности спроса на данную литературу не давал, разумеется, прямого объяснения причин её низкой востребованности, но по-своему оказался индикатором действительного отношения к пропаганде атеизма.
В 1966 г. Кобецкий непосредственно руководил анкетированием и интервью участников слёта комсомольского актива страны в Крыму. По результатам оказалось, что в совокупности 24% «активистов» индифферентно относятся как к религии, так и к атеизму, 14,4% опрошенных допускают возможность существования сверхъестественных сил. Важным итогом стала разработка дифференцированной типологии из шести уровней атеистической убеждённости молодежи (применялось построение малых шкал, единой шкалы, контура связей между выявляемыми характеристиками, графиков распределения оценок-суждений).
Кобецким разрабатывались методики социологических обследований отношения к религии (проведение письменных и устных опросов, обоснование выборки и т. п.), способы обработки конкретных данных, вопросы теоретического обобщения полученных результатов. Наиболее полно всё это было отражено в его кандидатской диссертации «Предмет и методика конкретно-социологических исследований преодоления религии в СССР» (1968).
В 1970-х гг. Кобецкий занимался изучением состояния атеистической убеждённости различных социально-демографических групп населения (статьи «Исследование динамики религиозности населения в СССР», 1973; «Основные направления социологического изучения процесса преодоления религиозности», 1974). Наиболее интересным исследованием этого времени с его участием можно считать опрос общественного мнения о религии и атеизме, проведённый среди 1 тыс. представителей 12 профессиональных категорий ленинградской интеллигенции в 1971–1972 гг. Оказалось, что в среднем более ¼ опрошенных считали атеистическую пропаганду ненужной (в том числе 17% из группы учителей, 37,6% медицинских работников, 40,9% ИТР, 44% писателей и музыкантов, 53% архитекторов, 57,9% художников). Близкие результаты показало и проведённое тогда же по методике Кобецкого сравнительное изучение отношения к религии и атеизму городского населения Одессы и Ленинграда («Религиозность и атеизм: социологические очерки», 1974).
Научное признание в среде советских и зарубежных исследователей получил труд Кобецкого «Социологическое изучение религиозности и атеизма» (1978). Он содержит большой историко-социологический материал, статистику демографии и динамики религиозности в СССР, попытку построения типологии религиозности и атеистичности, программу изучения и социологический анализ общественного мнения по вопросам религии и атеизма. Всё это описывалось современным на ту пору понятийным языком социологии. Методика получения конкретных данных свидетельствовала о научной тщательности проводимых процедур, но обобщающие суждения вынужденно подстраивали реальный результат (констатацию слабости и низкой эффективности атеистической пропаганды) под идеологически мотивированное оптимистическое ожидание распространения и утверждения массового атеизма. Тем разительнее был объективный вывод исследователя о том, что «за годы Советской власти уровень религиозности снизился примерно на 50%» (Кобецкий. 1978. С. 90), контрастировавший с данными официальных органов, по которым религиозность сохранялась всего у 8–10% взрослого городского населения.
С середины 1970-х гг. и до начала перестройки основное исследовательское внимание Кобецкого уделялось выяснению общественного мнения о религии и атеизме в СССР. Широкомасштабные опросы по его методикам проводились на промышленных предприятиях и в сельской местности нескольких областей страны («Общественное мнение и научно-атеистическая пропаганда», 1976; «Изучение атеистического общественного мнения в трудовых коллективах», 1984).
На рубеже 1980 и 1990-х гг. Кобецкий занимался междисциплинарной проблематикой на стыке социологии религии и социальной философии (статья «О соотношении мировоззренческих и социокультурных оценок религии», 1989). Одной из его исследовательских инициатив в эти годы стал проект сравнительного изучения современного состояния религиозности населения Финляндии и Северо-Запада России.