Казахстан. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Казахста́на. Служит важнейшим элементом хозяйственного комплекса Казахстана. Из общего объёма внутренних грузоперевозок (609,5 млрд т·км; 2018) на железнодорожный транспорт приходится 46,5 %, трубопроводный – 23,0 %, автомобильный – 29,5 %. Автомобильным транспортом перевезено 3379 млн т грузов (82,3 %), железнодорожным – 398 млн т (9,7 %), трубопроводным – 281 млн т (6,8 %). По числу пассажиров также лидирует автомобильный транспорт – 22,9 млн человек (99,7 % всех пассажиров; 2018).
Автомобильный транспорт
Протяжённость автомобильных дорог составляет 95,6 тыс. км, в том числе дорог с твёрдым покрытием – 84,8 тыс. км (2019). Большинство дорог имеют одну полосу движения в каждом направлении, невысокое качество и значительный износ дорожного покрытия (многополосных дорог 1-й категории – 2916 км). Плотность автодорог (35 км на 1000 км2) для успешного развития экономики должна быть увеличена в 3–4 раза. Конфигурация междугородной автодорожной сети примерно повторяет рисунок сети железных дорог. Обеспеченность населения легковыми автомобилями – 192 на 1 тыс. человек (2019). Действует скоростная автомагистраль Западная Европа – Западный Китай.
Железнодорожный транспорт
Общая длина железных дорог составляет 16,6 тыс. км, в том числе 4237,5 км – электрифицированных, 4945,4 км – двухколейных и многоколейных (2018). Рисунок сети железных дорог определяют три меридиональные железнодорожные линии: Оренбург – Ташкент, Петропавловск – Караганда – Шу, Павлодар – Семей – Алма-Ата, а также несколько соединительных субширотных железнодорожных магистралей – Транссибирская (через Петропавловск), Среднесибирская (Челябинск – Костанай – Кокшетау – Карасук), Южно-Сибирская (Карталы – Астана – Кулунда – Барнаул), Южно-Казахстанская (Алма-Ата – Шу – Турксиб – Тараз – Шымкент – Арыс). Чтобы избежать двойного пересечения границы с Россией, за 1991–2006 гг. были построены участки железнодорожных линий: Аксу – Курчатов (соединила Семей и Павлодар), Хромтау – Алтынсарино (Актобе и Костанай), Усть-Каменогорск – Шар (Усть-Каменогорск и Семей). В 1990-х гг. была достроена железная дорога от станции Дружба (казах. Достык) до Алашанькоу (Китай), в 2011 г. – из Алма-Аты до Хоргоса (Китай), в 2013 г. – через Актау до станции Болашак и далее в Туркменистан и Иран. В Центральной части Казахстана в 2015 г. пущены трассы Аркалык – Шубарколь, Жезказган – Саксаульская и Шалкар – Бейнеу, что позволило объединить восточные и западные части страны.
Объём железнодорожных грузоперевозок постоянно растёт; основные грузы: уголь, железная и марганцевая руды, нефть, чёрные металлы, зерно и продукты его переработки. Железнодорожный транспорт находится в ведении государственной компании «Казахстан темир жолы».
Трубопроводный транспорт
Всё большее значение приобретает трубопроводный транспорт. Общая протяжённость магистральных трубопроводов 26,6 тыс. км (2019), в том числе газопроводов – 19,0 тыс. км, нефтепроводов – 7,6 тыс. км.
Работают нефтепроводы Атырау – Новороссийск (длина 1510 км), Атырау – Самара (нефть с высоким содержанием парафиновых углеводородов), Атасу (Карагандинская область) – Алашанькоу, соединённый с месторождениями Западной части Казахстана.
По территории Казахстана проходят транзитные магистральные газопроводы из Узбекистана в Россию (Средняя Азия – Центр и Бухара – Урал), построенные в советское время, и новые – Прикаспийский (из Туркменистана в Россию), Туркменистан – Китай (3 нитки) и внутриказахстанские: Бейнеу – Бозой – Шымкент и «Сарыарка» (Кызылорда – Жезказган – Караганда – Астана).
Водный транспорт
Функционируют 3 морских порта: Актау, Баутино и Курык. В 2019 г. портами было перегружено 4884,1 тыс. т грузов, из которых 71,8 % – портом Актау, 28,0 % – портом Курык и 0,2 % – портом Баутино.
Действуют паромные переправы Актау – Баку (Азербайджан) и Актау – Оля́ (Россия). Главные речные порты – Усть-Каменогорск, Павлодар, Семей.
Казмортрансфлот (КМТФ) является Национальным морским перевозчиком. Торговый флот страны состоит из 20 судов разного использования, в том числе 8 судов танкерного типа для перевозки нефти. Производственные показатели по транспортировке грузов (2019): нефть – 10 728 тыс. т, сухие грузы (ячмень, барит, цемент и др.) – 80 720 т, контейнеры ДФЭ – 8382.
Авиационный транспорт
В стране развивается авиационный транспорт. Всего насчитывается 25 основных аэропортов (2019).
Основные международные аэропорты – в Алма-Ате, Астане, Актау, Актобе; в Кызылординской области в 40 км к северо-западу от г. Байконур располагается аэропорт Юбилейный (обслуживает космодром Байконур, способен принимать самолёты всех типов). Наиболее крупные национальные авиакомпании – Air Astana, SCAT Airlines (главным образом внутренние авиаперевозки). Всего 10 компаний (2019).