Камерун. История. История Камеруна с образования первых государств
Исто́рия Камеру́на с образова́ния пе́рвых госуда́рств, история Камеруна, государства в Центральной Африке, с 16 в. до современности.
Доколониальный и колониальный периоды
В 16 в. на севере современного Камеруна (междуречье Логона и Шари) возникли города-княжества Макари, Афаде, Гульфей, Куафе, Логон-Бирни; в 17 в. – государственное образование Мандара, попавшее в зависимость от Борну. В 18 в. началось распространение ислама, охватившее преимущественно северные районы. В конце 18 – начале 19 вв. в северные и центральные земли современного Камерун вторглись кочевники фульбе, основавшие княжества (ламидаты) и обложившие данью местное население. Продвижение фульбе в южные районы было остановлено союзом вождеств Бамум, возникшим в начале 18 в. в центре Камеруна. К юго-западу от Бамума в 18 в. сложился союз вождеств Бамилеке, не имевший контактов с фульбе. Большинство населения современного Камеруна занималось мотыжным подсечно-огневым, переложным земледелием, охотой, рыболовством и собирательством. Получили развитие кузнечное, ткацкое, гончарное и другие ремёсла, торговля – у хауса (на севере и в центральных районах) и дуала (на юге).
В 1472 г. португальские моряки под предводительством Руя ди Сикейры высадились на берег залива Биафра (Бонни). В конце 16 в. в Камерун (от португ. camar ̃ao – креветка) стали проникать нидерландские, в начале 18 в. британские, французские, германские торговцы и миссионеры. Основным торговым посредником европейцев стали дуала, пришедшие на атлантическое побережье в начале 17 в. На Американский континент поставлялись рабы, в Европу – слоновая кость, пальмовое масло в обмен на водку, табак, текстиль, огнестрельное оружие. В 1884 г. эмиссар германского правительства Г. Нахтигаль подписал договоры с вождями племени дуала о переходе побережья Камеруна на 30 лет под протекторат Германии. Границы германского протектората были окончательно определены рядом англо-германских и франко-германских соглашений. Колониальная экспансия осуществлялась военными методами, германские колонисты организовали против местного населения около 100 карательных экспедиций. С утверждением германского господства получило развитие плантационное хозяйство (культивировались какао, кофе, каучуконосы), началась разработка природных ресурсов.
В феврале 1916 г., в период Первой мировой войны, территория Камеруна была оккупирована англо-французскими войсками. По условиям Версальского мирного договора 1919 г. Германия лишилась своих владений в Камеруне. В июле 1922 г. Лига Наций передала Восточный Камерун (бо́льшая часть страны) под мандатное управление Франции, Западный Камерун – Великобритании. В 1924 г. Западный Камерун административно вошёл в состав британской колонии Нигерия. В 1946 г. обе части Камеруна получили статус подопечных территорий ООН.
Во 2-й половине 1940-х гг. в Восточном и Западном Камеруне развернулось движение за воссоединение и независимость. В 1948 г. в Восточном Камеруне был создан Союз народов Камеруна, начавший после его запрещения в 1955 г. партизанскую борьбу против колониальных властей. В 1957 г. французское правительство предоставило Восточному Камеруну статус «автономной подопечной территории». Первое правительство автономии было сформировано из представителей умеренного Демократического блока Камеруна (основан в 1951). В феврале 1958 г. правительство возглавил А. Б. Ахиджо, лидер созданной им в 1958 г. партии Камерунский союз.
В Западном Камеруне борьбу за независимость вели Национальная федерация Камеруна (основана в 1949) и Объединённый национальный конгресс Камеруна (создан в 1951), объединившиеся в 1953 г. в партию Камерунский национальный конгресс. В 1954 г. британские власти признали Южный Камерун (до 1953 часть восточного района Нигерии) автономным районом в составе британской Нигерии.
Камерун после провозглашения независимости
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о предоставлении независимости Восточному Камеруну. 1 января1960 г. образована независимая Республика Камерун, которая в том же году была принята в ООН. По результатам проведённого в феврале 1961 г. плебисцита в Западном Камеруне, население его северной части высказалось за присоединение к независимой Нигерии, Южный Камерун проголосовал за воссоединение с Республикой Камерун.
1 октября 1961 г. образована Федеративная Республика Камерун в составе Республики Камерун (Восточный Камерун) и Западного Камеруна (бывший Южный Камерун). Президентом и главой федерального правительства стал А. Б. Ахиджо. 20 февраля 1964 г. установлены дипломатические отношения с СССР. В 1965 г. Ахиджо был переизбран на новый срок, в 1966 г. произошло слияние всех действовавших в Федеративной Республике Камерун политических партий в Камерунский национальный союз (председатель – Ахиджо). В стране установился однопартийный режим. Экономическая политика независимого Камеруна строилась на принципах «планируемого либерализма», сочетавшего государственное регулирование с частным национальным предпринимательством и широким привлечением иностранного капитала на основе 5-летнего государственного планирования, начавшего действовать с момента провозглашения независимости страны.
20 мая 1972 г. Федеративная Республика Камерун преобразована (по результатам референдума) в унитарное государство – Объединённую Республику Камерун. 2 июня 1972 г. принята Конституция. В 1982 г. А. Б. Ахиджо подал в отставку; президентом, согласно Конституции, стал премьер-министр П. Бийя. В 1983 г. Ахиджо уступил ему также пост председателя Камерунского национального союза. 25 января 1984 г. страна получила название Республика Камерун. В феврале 1984 г. Ахиджо, находившийся во Франции, был заочно обвинён в организации антиправительственного заговора. После пресечения в апреле 1984 г. попытки переворота Бийя провёл серию чисток в высших звеньях государственного и партийного аппарата. В 1985 г. он преобразовал Камерунский национальный союз в партию Демократическое объединение камерунского народа. В 1988 г. правительство отказалось от директив 6-го 5-летнего плана, объявив о переходе к выполнению рекомендованной международными институтами программы структурной перестройки экономики, предусматривавшей также либерализацию политической жизни.
В 1990 г. под давлением оппозиции в стране была введена многопартийная система. В 1992 г. прошли досрочные президентские выборы, на которых с незначительным перевесом победу одержал П. Бийя. В 1995 г. Национальное собрание одобрило конституционные поправки (вступили в силу в 1996), ограничивавшие властные полномочия президента, а также возможность пребывания на этом посту двумя 7-летними сроками. В 1997 и 2004 гг. Бийя переизбирался на пост главы государства. На выборах в Национальное собрание (переизбирается каждые 5 лет) 2007 г. партия Демократическое объединение камерунского народа получила 153 места, крупнейшая из оппозиционных партий – Социал-демократический фронт (основана в 1990) – 16.
Камерун с 2008 г.
В 2008 г. в Конституцию были внесены изменения, которые отменили ограничение сроков пребывания на посту президента и предоставили ему иммунитет от судебного преследования после ухода с этой должности. В результате П. Бийя получил возможность участвовать в президентских выборах 9 октября 2011 г. Из 66 % избирателей, принявших участие в голосовании, его поддержали 78 %. Основной оппонент Бийи, лидер партии Социал-демократический фронт Д. Нди, получил 10,7 % голосов. Поправки в Конституцию предусматривали также создание верхней палаты парламента – сената во главе с председателем, наделявшимся правом временно исполнять (после вице-президента) обязанности главы государства в случае его болезни, смерти или смещения с поста. 7 из 10 сенаторов от каждого региона избирались коллегией выборщиков из местных управленцев и традиционных вождей, 3 – непосредственно назначались президентом. Первый состав сената был сформирован в 2013 г., в основном из членов партии Демократическое объединение камерунского народа (63 из 70 выборных и подавляющее большинство из 30 назначенных сенаторов в каждом регионе). В 2013 г. состоялись также выборы в нижнюю палату Национального собрания. Представители партии Демократическое объединение камерунского народа заняли 148 из 180 мест, Социал-демократического фронта – 18, делегат от оппозиционной партии Камерунское движение возрождения (основана в 2012, председатель М. Камто) – 1.
Концентрация власти в руках президента и его централизаторская политика при опоре на принципы унитарной государственности сопровождались обострением внутриполитической обстановки в Северо-Западном и Юго-Западном регионах (бывший Южный Камерун, 16 % населения страны). В 1990-е гг. здесь начали возникать различные организации и движения, выступавшие за восстановление федеративного государственного устройства и предоставление этим наиболее богатым природными ресурсами регионам (нефть, плодородные земли, леса) широкой политической, экономической и культурной автономии или за их отделение. Поводом для радикализации сепаратистских настроений послужила несоизмеримо жёсткая реакция центральной власти на мирную демонстрацию представителей адвокатских сообществ в ноябре 2016 г. за сохранение в регионах системы правосудия, построенной по модели британского общего права. Для разгона демонстрантов с помощью слезоточивого газа были задействованы национальные силы безопасности, затем последовали массовые аресты, запрещения гражданских организаций, блокировка на несколько месяцев телефонных линий и доступа к Интернету. Репрессии привели к антиправительственным выступлениям, появлению вооружённых группировок, в том числе полукриминального характера, которые начали нападать на административные здания, похищать гражданских служащих с целью выкупа, прибегать к прочим насильственным акциям. 1 октября 2017 г. провозглашена Федеративная республика Амбазония со столицей в г. Буэ (административный центр Юго-Западного региона). Самопровозглашённое временное правительство республики объявило своей целью борьбу за предоставление Юго-Западному и Северо-Западному регионам независимости. Военизированные формирования различных сепаратистских движений и разрозненные партизанские отряды вступили в ожесточённые вооружённые столкновения с брошенными в конфликтные регионы силами государственного аппарата подавления. С обеих сторон они сопровождались внесудебными казнями и расправами.
Из-за возникшего военно-политического кризиса и усугубляемой с 2013 г. действиями террористической группировки «Боко Харам» нестабильности на крайнем севере страны сроки проведения очередных президентских выборов были перенесены с июня на октябрь 2018 г. При общем 54 % избирательском участии (сепаратисты призвали к бойкоту выборов) явка населения Юго-Западного и Северо-Западного регионов, которое опасалось карательных мер со стороны вооружённых боевиков, составила около 11 %. Согласно официальным итогам голосования, П. Бийя в седьмой раз был переизбран президентом 71 % голосов, М. Камто поддержали 14 % избирателей. От партии Социал-демократический фронт баллотировался уроженец Северо-Западного региона Дж. Осих (с 1990-х сторонник идеи восстановления федерации), занявший 4-е место. Камто предпринял несколько неудачных попыток оспорить итоги в Конституционном совете (создан в 2018), организовав затем массовые протесты против фальсификаций и подтасовок. В январе 2019 г. он и десятки его сторонников были заключены под стражу по обвинению в подстрекательстве к восстанию.
С 30 сентября по 4 октября 2019 г. по инициативе П. Бийи состоялся Большой национальный диалог, созванный для обсуждения ситуации в сфере национальной безопасности и выработки рекомендаций по восстановлению стабильности и дальнейшему мирному развитию. В мероприятии приняли участие свыше 600 человек, большинство из них являлись членами партии Демократическое объединение камерунского народа и близких к ней партий. Находившиеся за границей лидеры сепаратистских движений участвовать в диалоге отказались. Это решение было принято из-за отказа Бийи обсуждать проблемы федерализма и сецессии, а также из соображений безопасности, учитывая аресты и приговоры к пожизненному заключению некоторых их соратников и начавшиеся одновременно с диалогом судебные процессы над двумя из приглашённых сепаратистов. В ходе обсуждения было принято несколько резолюций, в том числе по проведению судебной и образовательной реформ, вопросам билингвизма, реконструкции и развитию районов, пострадавших от военных действий. Северо-Западному и Юго-Западному регионам придавался т. н. особый статус, предполагавший предоставление им более широких полномочий в сфере местного самоуправления по сравнению с другими регионами. После окончания диалога П. Бийя распорядился освободить из-под стражи 333 боевиков и 102 оппозиционных активистов, в том числе М. Камто.
6 декабря 2020 г. были проведены первые в истории современного Камеруна выборы в региональные советы, которые должны были стать свидетельством выполнения президентом данного им обещания расширить участие населения в государственном управлении. Формирование органов местной власти предусматривалось в соответствующих положениях конституционной реформы 1996 г. По условиям выборной процедуры, 70 членов региональных советов в каждом из 10 регионов выбирались по партийным спискам коллегией выборщиков и 20 – представителями общинных сообществ из местных вождей. Совет выбирал своего президента, его заместитель назначался в централизованном порядке. Все принимаемые советами решения должны были быть одобрены назначаемыми президентом губернаторами регионов, которые также контролировали распределение финансовых потоков. В результате непрямого голосования подавляющее большинство из 700 мест в региональных советах досталось членам партии Демократическое объединение камерунского народа. Представители оппозиционных партий в выборах не участвовали. Из-за дальнейшей эскалации взаимного насилия со стороны боевиков-сепаратистов и национальных сил безопасности свыше 500 тыс. жителей Северо-Западного и Юго-Западного регионов (по данным на 2022) вынуждены были покинуть места своего проживания, были убиты более 4 тыс. человек.