Калининградская область. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Калинингра́дской о́бласти, отрасль экономики субъекта Российской Федерации, обеспечивающая оказание некоммерческих и коммерческих услуг и характеризующаяся разветвлённой структурой и значительными масштабами деятельности.
Доля сферы услуг (без строительства) в валовом региональном продукте (ВРП) Калининградской области составляет 63,9 % (2021; в РФ – 55,7 %); её структура по секторам (доля в %; 2021): операции с недвижимостью – 17,2, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств – 11,6, транспортировка и хранение – 9,0, государственное управление и обеспечение военной безопасности – 5,8, административные услуги – 4,6, здравоохранение и социальные услуги – 4,2, научно-техническая деятельность – 3,1, образование – 2,7, информационные услуги и связь – 2,7, культура, спорт и развлечения – 1,1, гостиничный бизнес и общественное питание – 1,1, финансовые и страховые услуги – 0,3, другие виды услуг – 0,5.
Доля строительства в ВРП Калининградской области – 5,1 % (2021; 34 425,0 млн руб.).
Объём строительных работ, выполненных в Калининградской области в 2022 г., составил 93 676,6 млн руб. (в 2015 – 59 959,7 млн руб.; в 2010 – 26 470,9 млн руб.; в 2005 – 9 583,3 млн руб.). Строительные работы почти полностью (95,4 %, 2022) осуществляют частные компании. В 2022 г. в эксплуатацию сдано 1318,5 тыс. м2 жилых домов (в 2015 – 1207 тыс. м2; в 2010 – 525 тыс. м2; в 2005 – 266 тыс. м2), из них за счёт собственных и привлечённых средств населения – 614,7 тыс. м2 (46,6 %; в 2015 – 36,4 %; в 2010 – 23,1%; в 2005 – 36,8 %), организациями всех форм собственности – 703,9 тыс. м2 (93,8 % – частными организациями). Введена в строй 16 371 квартира (2022; в расчёте на душу населения 15,9 м2 на 1 тыс. жителей; в 2015 – 16 164 квартиры; в 2010 – 6709 квартир; в 2005 – 2843 квартиры).
Ведётся строительство зданий общеобразовательных организаций (средних школ) и дошкольных образовательных организаций (детских садов); первых сдано в эксплуатацию в 2021 г. на 550 ученических мест (в 2019 – на 1700 мест; в 2010 – на 1180 мест), вторых – на 335 мест (в 2015 – на 2715 мест).
Оборот оптовой торговли – 436 041 млн руб. (2022; в 2015 – 267 343 млн руб.; в 2010 – 139 205 млн руб.; в 2005 – 105 505 млн руб.), в том числе оборот организаций оптовой торговли – 84,4 %. Индекс оборота оптовой торговли в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 86,1 %.
Оборот розничной торговли составляет 250 193 млн руб. (2022; в 2015 – 141 959 млн руб.; в 2010 – 90 573 млн руб.; в 2005 – 36 531 млн руб.); в расчёте на душу населения – 242,5 тыс. руб. (49-е место среди субъектов РФ). Индекс розничного товарооборота в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 96,7 %.
Почти весь розничный товарооборот приходится на долю торговых организаций (98,9 %; 2022), из них на долю торговых сетей – 45,2%, рынков и ярмарок – 1,1 %. Основную часть розничного товарооборота (94,0 %, 2022) обеспечивают частные компании, компании смешанных форм собственности – 5,8 %, государственные и муниципальные компании – 0,2 %. В 2022 г. в Калининградской области действовали 129 ярмарок (из них 103 – универсальные, 18 – специализированных по продаже в основном продуктов питания, 8 – по продаже главным образом непродовольственных товаров).
Крупнейшие торговые и торгово-развлекательные центры Калининграда: «Европа» (2008, расширен в 2013; общая площадь 84,4 тыс. м2), «Акрополь» (2006, расширен в 2012; 42 тыс. м2), «Сити» (2005; 25 тыс. м2), «Маяк» (ведёт историю с 1963 от одноимённого универмага, реконструкция в 2012; 12,6 тыс. м2) и многофункциональный комплекс «Кловер Сити-Центр» (2008; 48,5 тыс. м2).
Структура розничной торговли по группам товаров: продовольственные товары (включая напитки и табачные изделия) – 48,8 % (2022), непродовольственные – 51,2 %. Структура розничных продаж продовольственных товаров по видам (от общего оборота розничной торговли в области; 2022): молоко и молочные продукты – 5,2 % (в РФ – 4,5 %), мясо и мясные продукты – 4,4 % (3,2 %), рыба и морепродукты – 2,4 % (2,0 %), сахар – 1,4 % (0,9 %), животные масла – 0,8 % (0,8 %) и растительные масла – 0,5 % (0,4 %); непродовольственных товаров: одежда – 3,0 % (4,8 %) и обувь – 1,7 % (2,1 %). Продажа спиртосодержащих напитков (тыс. декалитров; 2022): вина́ – 962,6 (из них 19,8 % – игристые вина и шампанское), водки и ликёроводочной продукции – 718,3, коньяка – 117,5, пива – 5 182,7.
В Калининграде базируются штаб-квартиры группы компаний «Содружество» (1994; в 1994–2020 – в Люксембурге, с 2020 – в Калининграде; переработка масличных культур), коммерческого банка «Энерготрансбанк» (1990) и ряда других компаний.
Среди ведущих коммерческих банков, действующих в Калининградской области, – крупнейшие коммерческие банки России: Сбербанк, Банк ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк, Московский кредитный банк, Банк «Открытие» и др., а также российское отделение австрийского Райффайзенбанка.
Объём платных услуг населению – 82 236 млн руб. (2022; в 2015 – 48 810 млн руб.; в 2010 – 29 769 млн руб.; в 2005 – 12 041 млн руб.); в расчёте на душу населения – 79,7 тыс. руб. (24-е место среди субъектов РФ). Индекс объёма платных услуг населению в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 103,9 %. Структура платных услуг населению по видам (%; 2022): коммунальные услуги – 20,1, транспортные – 14,3, бытовые – 13,4, телекоммуникационные – 11,5, медицинские – 10,2, жилищные – 5,6, образовательные – 5,0, услуги гостиничного бизнеса – 4,3, другие услуги – 15,6.
Объём бытовых услуг населению – 11 051 млн руб. (2022; в 2015 – 5414 млн руб.; в 2010 – 3061 млн руб.; в 2005 – 1190 млн руб.); в расчёте на душу населения – 10,7 тыс. руб. (17-е место среди субъектов РФ). Структура бытовых услуг населению по видам (%; 2022): ремонт и обслуживание транспортных средств – 38,0, ремонт и строительство жилья – 20,2, парикмахерские и косметические услуги – 11,8, ремонт и обслуживание бытовых электроприборов – 4,7, изготовление и ремонт мебели – 4,7, другие услуги – 20,6.
Оборот общественного питания составляет 22 518,9 млн руб. (2022; в 2015 – 9692 млн руб.; в 2010 – 4206 млн руб.; в 2005 – 2110 млн руб.); в расчёте на душу населения – 21,8 тыс. руб. Индекс оборота общественного питания в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 111,7 %.
Объём телекоммуникационных услуг населению – 9468 млн руб. (2022; в 2015 – 7454 млн руб.; в 2010 – 5905 млн руб.; в 2005 – 2447 млн руб.); в расчёте на душу населения – 9,2 тыс. руб. (26-е место среди субъектов РФ). Ведущие телекоммуникационные компании, действующие в Калининградской области: «Ростелеком», МТС, «МегаФон», «Билайн», «ЕТайп», «Тис-Диалог» (две последние – местные).
С 2000-х гг. одним из приоритетных направлений развития хозяйства Калининградской области стал туристический бизнес. Туристов здесь привлекают тёплый, мягкий климат, наличие моря, уникальных природных объектов, памятников архитектуры и культуры, лечебных сапропелевых грязей и минеральных вод, а также территориальная близость европейских стран, в первую очередь Польши и Литвы. Национальный парк Куршская коса – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 2000). Среди курортов федерального значения – г. Светлогорск (с посёлком Отрадное) и г. Зеленоградск (оба – с 1999). Вдоль побережья Балтийского моря от Зеленоградска до посёлка городского типа Янтарный протянулись дачные посёлки, в которых создана обширная сеть санаториев, домов отдыха, гостиниц и гостевых домов. В Светлогорске действует многофункциональный концертный комплекс «Янтарь-холл» (2015; в его составе – зрительный зал на 2 тыс. мест, кинотеатр, конференц-зал, филиал Калининградского музея Мирового океана и др.). В районе посёлка Куликово (Зеленоградский муниципальный округ) размещается игорная зона «Янтарная» (учреждена в 2009, первый объект открыт в 2016). Развиты лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный и пляжный туризм. С 2000-х гг. всё более популярным становится сельский туризм, а также активные виды туризма: пешеходный, велосипедный, конный и водный. В Калининградской области действуют 107 туристических компаний (2021; в 2015 – 90 компаний; в 2010 – 87; в 2005 – 35), которые реализовали 41,3 тыс. турпакетов (в 2015 – 40,9 тыс.; в 2010 – 30,9 тыс.; в 2005 – 4,0 тыс.), и 291 гостиница (в 2015 – 201 гостиница; в 2010 – 57; в 2005 – 65), где разместились 833 тыс. человек (в 2015 – 535 тыс. человек; в 2010 – 170 тыс. человек; в 2005 – 179 тыс. человек).
В Калининградской области насчитывается 7 стадионов (с числом мест свыше 1,5 тыс. каждый; 2021), 1125 спортивных площадок, 468 спортивных залов и 51 плавательный бассейн.