Каиафа
Каиа́фа, Иосиф бар Каиафа (греч. Καϊάφας) (конец 1 в. до н. э. – середина 1 в. н. э.; правление около 18 – около 36 н. э.), иудейский первосвященник времён Иисуса Христа, принимавший, по свидетельству Евангелий, активное участие в его осуждении.
Каиафа упоминается в Евангелиях в связи с 2 обстоятельствами. 1-е связано с установлением хронологических рамок выхода Иисуса на проповедь: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря… при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лк 3:1–2). Евангелист Лука упоминает Анну (Ханана) и Каиафу вместе, именуя обоих первосвященниками; но не вызывает сомнений, что во время евангельских событий Анна не мог выполнять служение первосвященника. Он был отстранён от должности около 15 г. н. э. (т. е. на 2-й год правления Тиберия). Вероятно, Анна продолжал оказывать активное влияние на религиозную политику в Иудее. 5 его сыновей занимали в течение короткого времени должность первосвященника (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XX. 9. 1), а Каиафа, согласно Евангелию от Иоанна, был зятем Анны (Ин 18:13).
2-е упоминание Каиафы связано с историей осуждения Иисуса Христа на смерть, о которой рассказывают все евангелисты. Степень участия Каиафы в суде в Евангелиях представлена по-разному, но все синоптические Евангелия приводят один и тот же решающий вопрос Каиафы, обращённый к Иисусу: «Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф 26:63); «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Мк 14:61); «Ты ли Христос?» (Лк 22:67). В ответ на утвердительные слова Иисуса Каиафа разрывает свои одежды, и все присутствующие признают Иисуса повинным в смерти (Мк 14:62-64; Мф 26:64–66).
В Евангелии от Матфея (Мф 26:3) говорится, что суд над Иисусом происходит во дворе дома Каиафы. При этом сам Каиафа остаётся мало вовлечённым в эти события. Обращает на себя внимание порядок повествования: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы», – упоминание «первосвященников» во множественном числе позволяет видеть здесь конкретное указание на бывшего первосвященника Анну и действующего первосвященника Каиафу. Однако повтор слова «первосвященник» с пояснением «по имени», как будто о нём говорится в первый раз, позволяет также допустить, что выражение «первосвященники и книжники и старейшины» – общая формульная фраза, служащая для обозначения начальников еврейского народа. Никакого акцента на особой роли Каиафы в совещании против Иисуса у Матфея нет. В кульминационный момент суда (Мф 26:65–66) первосвященник не называется по имени, из чего можно сделать вывод, что евангелисту важны содержание и последствия суда, но для него не имеет значения роль конкретного человека, Каиафы, в осуждении Иисуса.
В Евангелии от Иоанна образ Каиафы представлен более подробно. Евангелист называет причины заговора против Иисуса: первосвященники и фарисеи пришли в замешательство от многочисленных чудес Иисуса Христа (прежде всего от воскрешения Лазаря) и боялись, что волнения в народе спровоцируют карательные меры со стороны римлян (Ин 11:47–48). Иоанн – единственный из евангелистов, кто ставит особый акцент на политических мотивах действий священников и книжников против Иисуса. Первосвященник Каиафа говорит, что лучше одному человеку умереть за народ, чем погибнуть всему народу, – эти слова оказываются в дальнейшем пророческими (Ин 11:49-52). Евангелист связывает это пророчество с особым сакральным статусом занимаемой Каиафой должности первосвященника: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ» (Ин 11:51).
Описание суда над Иисусом в Евангелии от Иоанна содержит существенные дополнения к свидетельству синоптиков. Хотя Каиафа был первосвященником «на тот год», причём это замечание евангелист повторяет (Ин 18:13), Иисуса сначала ведут к Анне. Это обстоятельство получает несколько странное объяснение: «…ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником» (Ин 18:13). Отношения родства с первосвященником вряд ли могли быть причиной того, что обвиняемого ведут к родственнику первосвященника, а не к самому первосвященнику. Иоанн подробно описывает допрос у Анны; между тем допросу у Каиафы не уделяется почти никакого внимания: упомянув о нём (Ин 18:24), евангелист сразу переходит к рассказу об отречении апостола Петра (Ин 18:25-27). Возможно, Анна продолжал вмешиваться в дела первосвященника – своего близкого родственника. С другой стороны, в евангельском повествовании остаётся необъяснённой связь между содержанием допроса у Анны и теми обвинениями, о которых сообщили Понтию Пилату: Анна допрашивал Иисуса Христа о характере его учения, а на суде у Пилата речь шла о политических мотивах, о мессианстве Иисуса и его царстве. Евангелисты-синоптики единодушны в том, что именно о мессианском достоинстве Христа речь шла на суде у Каиафы (Мф 26:61–65; Мк 14:57-64; Лк 22:66–71) – об этом событии умалчивает евангелист Иоанн. Возможно, он делает это сознательно, следуя своей интенции дополнять повествование синоптических Евангелий, а не повторять его.
Отдельно стоит отметить замечание Иоанна о том, что Каиафа был первосвященником «на тот год» (Ин 11:49, 51): Евфимий Зигабен усматривал в этом замечании скрытое обличение нарушения закона, который предписывал избирать первосвященника пожизненно. Выражением «на тот год» (τοῦ ἐνιαυτοῦ ἐκείνου) евангелист мог пытаться «гармонизировать» предание о 2 первосвященниках времени Иисуса Христа, полагая, что каждый год Анна и Каиафа по очереди сменяли друг друга на посту первосвященника.
Помимо Евангелий, в Новом Завете Каиафа упомянут только в Деяниях святых апостолов (Деян 4:6). Здесь Каиафа вновь назван после «первосвященника» Анны, и о нём говорится наряду с прочими представителями «первосвященнического рода». Каиафа выступает здесь одним из противников проповеди апостолов, но его образ лишён конкретных черт.
Внешние по отношению к евангельскому тексту свидетельства о Каиафе немногочисленны. Иосиф Флавий сообщает, что Валерий Грат, пятый наместник Иудеи, «сместил первосвященника Анана и поставил на его место Исмаила, сына Фаби. Впрочем, недолго спустя он уволил и Исмаила и назначил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года он удалил и его и передал этот пост Симону, сыну Камифа. Однако и последний удержался не более года, и преемником ему был назначен Иосиф, прозванный также Каиафой» (Иосиф Флавий. Иудейские древности, XVIII. 2. 2). То обстоятельство, что Иосиф отмечает нестабильность первосвященнической власти, обострило внимание исследователей к личности Каиафы и к причинам продолжительности его правления.
Свидетельства евангелистов и Иосифа Флавия позволяют сделать вывод о лояльности Каиафы к римской власти. Длительный срок правления Каиафы был исключительным по сравнению с его предшественниками. Иосиф Флавий, уделивший много внимания борьбе еврейского народа за независимость в правление Понтия Пилата, не останавливается подробно на деятельности Каиафы. Евангелист Иоанн указывает на страх первосвященника и других религиозных лидеров еврейского народа перед римской властью. Решающим аргументом в осуждении Иисуса Христа оказывается угроза нелояльности по отношению к императору (Ин 19:12, 15; ср. Лк 23:2).
С родом первосвященника Каиафы связаны некоторые важные археологические находки. В гробнице, найденной на южной окраине Старого города Иерусалима в 1990 г., обнаружено несколько оссуариев, датируемых 1 в. н. э. Они украшены рельефами, часть из которых покрыта надписями курсивным письмом на еврейском и арамейском языках. На одном из оссуариев нанесено имя погребённого – «Иосиф бар Каиафа» (Иосиф сын Каиафы); надписи на других оссуариях указывают на их принадлежность одной семье. Конфискованный у «чёрных археологов» в 2011 г. оссуарий внучки Каиафы Мириам дал новые сведения об этой семье. Надпись на нём содержит имя внучки Каиафы и место, где жило семейство: «Мириам, дочь Иешуа, сына Каиафы, священников Маазия из Бет-Имри». Эти надписи подтверждают, что Каиафа действительно происходил из священнической семьи Маазии (см. 1 Пар 24:18; Неем 10:8). Этот оссуарий датируется периодом антиримских восстаний 70–135 гг.