Измерение (в социологии)
Измере́ние, выражение свойств социальных объектов и взаимоотношений между ними в виде чисел и нечисловых моделей: точек многомерного пространства, частично упорядоченных множеств, графов, матриц. В качестве объектов измерения могут выступать практически любые феномены – индивиды, производственные коллективы, условия труда, быта и многое другое. В случае применения числовых систем измерение называют «шкалированием». Поскольку измеряемые свойства обычно выражаются в виде значений некоторых признаков, наряду со словосочетанием «измерение объектов» используют выражение «измерение свойств объектов» (или «измерение признака»).
Проблема измерения актуализировалась в социологии на рубеже 19–20вв., когда дальнейшее её развитие без использования формальных моделей стало невозможным. Мощным толчком к развитию процедур измерения послужили массовые опросы общественного мнения, начавшиеся в США в 1920–1930-е гг. Основные сложности возникали при попытке измерения высказываний опрашиваемых людей, а также так называемых «латентных» признаков – т. е. тех, которые не поддаются фиксации с помощью прямых вопросов и требуют специального анализа значений первичных наблюдаемых признаков.
Первые эффективные предложения по построению социологических шкал базировались на идеях психофизики. Это одномерные шкалы Л. Тёрстоуна (1927), Р. Лайкерта (1932), Л. Гуттмана (1944), направленные на измерение социально-психологических установок респондента. Латентные переменные стали представлять как числовые. Активно использовались идеи факторного анализа, также родившегося в психологии. Существенную роль в преодолении сугубо психологического подхода сыграл П. Лазарсфельд, предложивший способ обобщения факторного анализа – латентно-структурный анализ (1950). Усложнение процесса вторичного измерения опиралось на допущение о том, что латентное пространство не только многомерно, но и дискретно, а также предположение о наличии сложных причинно-следственных отношений между наблюдаемыми и латентными переменными. При построении оценочных шкал (призванных отражать усреднённое мнение респондентов) активно использовались процедуры парных сравнений объектов, сравнений их в триадах, в четвёрках и т. д.
Постепенно вырабатывалось новое, являющееся обобщением классического, понимание измерения как процесса моделирования реальности. Одним из основоположников такого подхода был американский психолог С. Стивенс, который впервые ввёл понятия номинальной, порядковой и интервальной шкал. Он полагал, что система известных арифметических отношений между числами, как правило, шире, чем те эмпирические отношения между объектами, которые моделируются: так, с помощью порядковой шкалы моделируются только отношения сходства и порядка, и поэтому, скажем, соотношения типа $4 – 3 = 5 – 4$ становятся бессмысленными. Опираясь на факт, что множество чисел позволяет задавать разные структуры, развивавшие идеи Стивенса американские исследователи П. Суппес, Дж. Зинес, Д. Х. Кранц, Р. Д. Лус, А. Тверски, немецкий учёный И. Пфанцагль, пришли к выводу о неоднозначности совокупности шкальных значений. Родилось понятие допустимых преобразований шкалы – тех, с точностью до которых совокупность шкальных значений определена. Совокупность таких преобразований и определяет тип шкалы: так, для порядковой шкалы допустимыми являются монотонно возрастающие преобразования. Тип шкалы тем выше, чем более узок круг отвечающих ей допустимых преобразований.
Понятия шкалы и её допустимого преобразования легли в основу теории измерений. Среди её наиболее актуальных проблем можно выделить: взаимодействие объекта и субъекта измерения, «обратное воздействие» на респондента самого процесса получения первичных данных; возможные конфигурации взаимосвязи теоретического и эмпирического, концептуализации и измерения.