Италия. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Ита́лии. Важнейший сектор экономики Италии, в нём создаётся 74,0 % ВВП и занято 69,6 % работающих, насчитывается 727 тыс. предприятий, где трудятся 8,1 млн человек (2020).
Финансовая система
Банковское дело в Италии – одна из крупных отраслей экономики страны. После радикальной реформы 1980–1990-х гг. (включавшей приватизацию основных финансовых учреждений, либерализацию, диверсификацию финансовых услуг, принятие нового банковского кодекса в 1993) основу структуры сектора образуют многофункциональные банковские группы и универсальные банки. С начала 21 в. происходит интенсивная концентрация капитала и интернационализация бизнеса. Финансовая система Италии насчитывает 59 банковских групп, 90 банков, не входящих в корпорации, и 81 отделение иностранных банков (2020; 55, 98 и 80 соответственно в 2019; 58, 327, 78 соответственно в 2018). В 2010 г. в банковской системе Италии насчитывалось 819 учреждений, в том числе 250 акционерных банков, 80 иностранных филиалов, 35 народных банков и 460 кооперативных кредитных банков. В 2019 г. завершился процесс реформирования кооперативного кредитования банков, что способствовало рационализации их работы, при этом число кредитно-финансовых учреждений, по сравнению с 2018 г., сократилось на 229. В Италии сохранился старейший в мире банк Monte dei Paschi di Siena (1472; штаб-квартира в Сиене).
Всего в Италии функционируют 23,5 тыс. банковских отделений (2020; 24,3 тыс. в 2019) с суммарным депозитом 2 трлн евро, больше всего отделений в Ломбардии (около 4,7 тыс.), Эмилии-Романье (около 2,4 тыс.) и Венето (около 2,4 тыс.), крупнейший объём депозитов (млрд евро, 2020) в Ломбардии (446,8), Лацио (304,5) и Венето (170,6).
Общий контроль над деятельностью финансовой системы осуществляет центральный государственный банк – Banca d’Italia (1893; штаб-квартира в Риме). Ведущие банковские группы (по величине совокупных активов, млрд евро): UniCredit (в 1998–2005 Unicredito Italiano, с 2005 современное название; штаб-квартира в Милане; 811,1 в 2018), Intesa-Sanpaolo (ISP; 2007; штаб-квартира в Турине; 1069,0 в 2021), Monte dei Paschi di Siena [доход около 9,2 млрд евро; после кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), в 2020 стал государственным на 64,2 %]; совокупно на эти группы приходится около половины рынка банковских услуг Италии.
Характерная особенность итальянской финансовой системы – наличие большого числа средних и мелких, часто кооперативных, банков регионального и местного значения, специализирующихся на оказании услуг малому бизнесу. Слабо развит сектор пенсионных фондов.
Итальянская фондовая биржа (Borsa Italiana; 1808; с 1998 акционерное общество Borsa Italiana Group; в 2007 объединилась с Лондонской фондовой биржей; образовался холдинг London Stock Exchange Group, контролировавший 100 % Borsa Italiana и 100 % акций Лондонской фондовой биржи, с апреля 2021 во владении консорциума Euronext; штаб-квартира в Милане) является одной из ведущих в Европе. В акционерный капитал биржи входят банки Intesa San Paolo и Cassa Depositi e Prestiti (CDP; 1850; штаб-квартира в Риме). Основной индекс – FTSE MIB, капитализация которого составляет 756 млрд евро (июль 2021). Главный финансовый центр Италии – Милан; другие важные центры – Рим, Турин.
Крупнейшая итальянская страховая компания – Assicurazioni Generali (1831; штаб-квартира в Триесте); среди других – Unipol (1961; штаб-квартира в Болонье), Poste Vita (1996; штаб-квартира в Неаполе).
Туризм
Одна из важных отраслей международной специализации Италии – доля страны в мировом туристическом секторе составляет 5,6 % (2018; 3-е место в ЕС после Франции и Испании).
Развитию индустрии туризма способствовало наличие разнообразных культурно-исторических (многочисленные музеи и картинные галереи, архитектурные и исторические памятники различных эпох, фестивали и фольклорные праздники) и природных ресурсов. Традиционно популярны курорты морского побережья (район Итальянской Ривьеры, песчаные пляжи адриатического побережья, живописное Амальфитанское побережье) и альпийских озёр (Лаго-Маджоре, Гарда), в горах (Больцано, Мерано, Кортина-д’Ампеццо, Сестриере и др.) и у минеральных источников (Сальсомаджоре-Терме, Монтекатини-Терме и др.), зоны археологических раскопок (Помпеи, Пестум, Мардзаботто и др.), курорты на крупных (Сицилия и Сардиния) и небольших (Капри, Искья, Эльба, Лампедуза и др.) островах. На территории Италии расположен 51 объект Всемирного наследия (4,4 % общего количества; 2022).
В стране насчитывается 226 тыс. разнообразных заведений по приёму туристов (2020): гостиницы (32,2 тыс.), кемпинги, туристские посёлки, гестхаусы, центры агротуризма, частное жильё, хостелы и т. д. Общий коечный фонд составляет 5,2 млн койко-мест (2020).
До пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) Италия была одной из наиболее предпочитаемых стран для туристов – 63,2 млн иностранных и 64,9 млн внутренних (2018), однако из-за пандемии резко снизился турпоток – 16,5 млн иностранных и 39,2 млн внутренних (2020). Число ночёвок сократилось до 65,4 млн (2020; 220,7 млн в 2019). Туристские поездки итальянцев в 2020 г. достигли своего исторического минимума, с резким падением по сравнению с 2010 г.: на 44,8 % снизилось количество поездок в отпуск и на каникулы; на 67,9 % – деловых.
Валютные поступления от туризма уменьшились в 2020 г. по сравнению с 2019 г. с 44,3 млрд евро до 17,3 млрд, вывоз валюты итальянцами в зарубежные поездки упал с 27,1 млрд до 9,6 млрд. Сальдо осталось положительным, но снизилось с 17,2 млрд до 7,7 млрд евро.
В гостиничном секторе действуют крупные международные сети отелей (The Ritz-Carlton, Mariotte и др.), однако численно преобладают небольшие и средние гостиницы, нередко размещающиеся в старинных дворцах, замках, виллах и т. п. Крупные гостиничные комплексы, построенные в 1970–1980-х гг., характерны для массовых курортов адриатического побережья.
Наиболее привлекательны для туристов исторические и культурные центры Италии (свыше 41 % турпотока), морские (около 31 %) и горнолыжные курорты (около 19 %; на Севере и в Центре страны, по данным 2006); для любителей пеших прогулок в Альпах и Апеннинах проложены туристические тропы разной степени сложности (часто оборудованы специальными местами отдыха, гидами-навигаторами GPS). Бо́льшая часть потока иностранных туристов приходится на области (млн человек; 2020): Трентино-Альто-Адидже (3,4), Венето (около 3,4), Ломбардия (2,2), Тоскана (1,5), Лацио (1,2). По числу ночёвок иностранных туристов (млн) лидируют Трентино-Альто-Адидже (16,6), Венето (15,3), Ломбардия (6,7), Тоскана (6,1), Лацио (3,3), Эмилия-Романья (3,2), Пьемонт (2,3), Лигурия (2,1).
Из отдельных городов туристы наиболее часто посещают центры искусств с музейными и архитектурными достопримечательностями (Рим и его окрестности, Флоренцию, Венецию, Турин), горнолыжные курорты в области Валле-д’Аоста и Трентино-Альто-Адидже и приморские курорты на побережьях Эмилии-Романьи, Марке, Тосканы, Кампании, Лигурии, Сардинии. Доля делового и событийного международного туризма скромна и связана прежде всего с Миланом и Римом. Среди итальянцев наиболее популярны области (млн человек; 2020): Эмилия-Романья (4,8), Венето (4,5), Тоскана (4,0), Трентино-Альто-Адидже (около 4,0), Ломбардия (3,6), Лацио (2,1) и Апулия (свыше 2,0).
На туристическом рынке с 1990-х гг. всё более востребованным становится агротуризм. Он начал развиваться в 1970-х гг. как дополнительный бизнес для сельскохозяйственных производителей (со временем для множества сельских жителей превратился в основной вид деятельности) и дополнение к традиционным видам (пляжному туризму и экскурсионным программам по крупнейшим городам); с ростом интереса к экологическому туризму стал его новым направлением. Основные услуги сектора агротуризма, в который вовлечены более 20 тыс. предприятий (2022): экологически чистые районы проживания (размещение в гостиницах в сельской местности) и продукты питания (местная кухня; включая специальные курсы итальянской кулинарии), активный отдых на природе (в том числе верховая езда, стрельба из лука или арбалетов, гольф и т. д.), осмотр исторических и архитектурных достопримечательностей в окрестностях, обучение местным национальным промыслам и др. Основные регионы – области Трентино-Альто-Адидже и Тоскана. Другие популярные в Италии виды туризма – религиозно-паломнический (российские паломники направляются к мощам святителя Николая Чудотворца в Бари), гастрономический и др.
Торговля
Торговля – один из важнейших секторов сферы услуг. В оптовой и розничной торговле заняты около 2,4 млн человек, насчитывается 252 тыс. торговых предприятий (2018), в основном небольших, преимущественно специализированных (особенно это относится к торговле одеждой, продуктами питания и напитками). Наряду с небольшими предприятиями действуют крупные сетевые компании: La Rinascente (1865; штаб-квартира в Милане) – сеть торговых центров, рассчитанная на состоятельных клиентов, Upim (1928; штаб-квартира в Венеции), Coin (1916; штаб-квартира в Венеции), CA’DORO и др. Самые популярные торговые центры в Италии – это сети la Rinascente, Coin и La Standa, присутствующие во всех крупных и некоторых небольших городах.
С 1990-х гг. количество мелких пунктов розничной торговли (особенно продуктами питания) сокращается, создаются крупные торговые центры, гипермаркеты (однако их значительно меньше, чем в других развитых странах Европы). Крупнейшие торговые центры – ROMAEST в Риме, I Gigli во Флоренции. Действуют широко известные центры иностранных сетей (шведской IKEA, немецкой OBI и др.). Визитной карточкой страны являются брендовые магазины многочисленных итальянских домов мод: Armani, Bulgari, Carlo Pignatelli, Dolce&Gabbana, Enrico Coveri, Gucci, Laura Biagiotti, Roberto Cavalli, Trussardi и др.
В 2020 г. объём розничной торговли упал на 5,4 % из-за ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19). Сокращение наблюдалось как в крупных торговых центрах (на 2,5 %), так и на малых торговых площадках (на 6,6 %). Однако значительно увеличилась онлайн-торговля (на 33,8 %).
В розничной торговле заняты 392,7 тыс. человек, больше всего в Ломбардии (77,6 тыс.), Эмилии-Романье (35,4 тыс.) и Венето (33,8 тыс.). Преобладающая форма розничной торговли, широко распространённая по территории страны, – супермаркеты (10,9 тыс. в 2019), расположенные преимущественно в Ломбардии (около 1,8 тыс.) и Венето (свыше 1,1 тыс.). В супермаркетах работают большинство занятых в торговле (206,3 тыс. человек, 2020). Значительно меньше насчитывается гипермаркетов – 695 (2020), наибольшая их концентрация в Ломбардии (177). Число универмагов около 3,4 тыс., в том числе в Ломбардии – 774 (2020).
Популярны временные рынки разнообразных товаров (одежды, посуды, продуктов питания, цветов), разворачивающиеся чаще всего в конце недели на улицах или городских площадях. К достопримечательностям, пользующимся особым интересов у туристов, относятся т. н. блошиные рынки и рынки антиквариата.