История и кругосветные путешествия парусников «Крузенштерн» и «Седов»
История и кругосветные путешествия парусников «Крузенштерн» и «Седов». На верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена в 1926 г. был построен четырёхмачтовый барк по заказу судоходной компании немецкого судовладельца из Гамбурга Ф. Лайеша. Парусник под именем «Падуа» вошёл в десятку крупнейших парусников мира (длина – 114,5 м, ширина – 14,0 м, полное водоизмещение – 6 400 т). С 1926 по 1941 гг. парусник совершил 17 рейсов, 15 из них были трансокеанскими – в чилийские порты Южной Америки и Австралию.
После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами. В январе 1946 г. на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» – в честь адмирала И. Ф. Крузенштерна. В 1959–1961 гг. судно прошло ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском заводе. С 1961 г. в качестве экспедиционно-океанографического судна выполняло научно-исследовательские по программе Академии наук СССР в Атлантическом океане и обеспечивало морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений. В 1973 г. вошло в состав Балтийского отряда учебных судов в порту Рига, в 1983 г. передано производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порт Таллин, в 1991 г. перешло под управление Калининградского высшего инженерного морского училища (ныне Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота Калининградского государственного технического университета).
Барк Росрыболовства «Седов» – самое крупное учебное парусное судно мира (длина – 117,5 м, водоизмещение 7 320 т; занесён в Книгу Гиннесса в 1989), построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 г. по заказу судоходной компании Ф. А. Виннена для перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 г. компания Виннена продала четырёхмачтовый барк судоходной компании Norddeutsche Lloyd. Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и использовал одновременно как грузовое и учебное. Во время Второй мировой войны барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После войны Советский Союз получил барк по репарации, судну дали название «Седов» в честь полярного исследователя Г. Я. Седова. В январе 1946 г. на «Седове» был поднят военно-морской флаг СССР, парусник переведён в класс учебных судов.
В 1957 г. «Седов» с курсантами на борту принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана. В период с 1975 по 1981 гг. судно находилось в ремонте на Кронштадтском морском заводе, были оборудованы кубрики для 146 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей. В бывшем носовом трюме разместили 2 учебных класса, установили новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи. В 1991 г. судно передано Мурманскому высшему инженерно-морскому училищу (с 1996 Мурманский государственный технический университет). Барку «Седов» принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 18,32 узла (1987).
С 1966 по 2015 гг. судно совершило 93 учебных рейса, прошло более 500 тыс. морских миль и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых парусник более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки.
С 1992 по 1999 гг. судно «Седов» участвовало в регатах, при этом в 1992 г. он занял 2-е, в 1994 г. – 3-е, в 1995 г. – 1-е место.
В 2006 и 2010 гг. «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции, посвящённые памяти героев-североморцев, погибших при защите советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и освоению российского Арктического континентального шельфа. Четырёхмачтовый парусник посетил порты Исландии, Норвегии, архипелага Шпицберген и побывал в районе Земли Франца-Иосифа.
20 июля 2013 г. в Санкт-Петербурге завершилось первое кругосветное плавание учебно-парусного судна «Седов» под флагом России, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности и памятным датам в истории географических открытий. Пройдя свыше 47 тыс. миль, судно четырежды пересекло экватор, прошло водами Атлантического, Тихого, Индийского океанов, обогнуло мыс Горн и мыс Доброй Надежды, совершило заходы в 32 порта 24 иностранных государств Европы, Африки, Латинской Америки, Полинезии, Юго-Восточной Азии.
В апреле 2017 г. барк «Седов» был передан Калининградскому государственному техническому университету, и в 2019–2020 гг. вместе с судном «Крузенштерн» и фрегатом «Паллада» участвовал в экспедиции учебно-парусных судов Росрыболовства, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Распоряжением Правительства Российской Федерации экспедиция была наделена статусом официального государственного мероприятия. Парусники посетили более 40 портов в разных частях света. За время экспедиции плавательную практику на судах прошли более 700 курсантов вузов Росрыболовства, Минтранса РФ и зарубежных учебных заведений. Трансатлантическое плавание завершилось в Калининграде, «Крузенштерн» прибыл в порт 3 июня, парусник «Седов» – 27 ноября 2020 г. За 6 месяцев странствий «Крузенштерн» прошёл почти 24 тыс. морских миль, за время стоянок на судне побывали сотни местных жителей, военных и представителей власти (во время стоянки в Буэнос-Айресе на борт барка поднимались ветераны Великой Отечественной войны).