Иоасаф I (патриарх Московский и всея Руси)
Иоаса́ф I [в миру Иван Борисович Тонково (Тонкого)] [ум. 28.11(8.12).1640, Москва], русский церковный деятель, патриарх Московский и всея Руси (1634–1640). Происходил из детей боярских.
В конце 1590-х – начале 1600-х гг. принял монашеский постриг с именем Иоасаф в Соловецком в честь Преображения Господня мужском монастыре, сохранив с ним связь на протяжении всей жизни. Возможно, был пострижен игуменом обители (1597–1603) Исидором, хиротонисанным в 1603 г. в архиепископы Новгородские. Во всяком случае, Иоасаф состоял при Исидоре в Новгороде, пережив там шведскую интервенцию начала 17 века. В 1621–1627 гг. архимандрит Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
14(24) января 1627 г. рукоположен в епископа с возведением в сан архиепископа Псковского и Изборского. В 1632 г. был временно запрещён в служении патриархом Московским и всея Руси Филаретом за поддержку просьбы псковичей о запрете иностранным купцам свободного проживания и торговли в Пскове. Вскоре прощён. Перед своей кончиной патриарх Филарет [умер 1(11) октября 1633] назвал Иоасафа своим преемником на патриаршем престоле.
1(11) февраля 1634 г. на церковном соборе избран новым предстоятелем Русской Церкви, 6(16) февраля возведён на Патриарший престол. Не обладая авторитетом своего предшественника, гораздо меньше вмешивался в государственные дела. С этим было связано изменение титулатуры патриарха: в отличие от Филарета Иоасаф I титуловался не «великим государем», а только «великим господином», царь Михаил Фёдорович не ставил имя нового патриарха наряду со своим даже в грамотах по церковным делам.
После соборного осуждения в 1634 г. за неподобающий образ жизни и др. архиепископа Суздальского Иосифа (Курцевича) и его ссылки в Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь Иоасаф I направил в обитель грамоту, в которой подчёркивал, что Иосиф недостоин архиерейского сана (после получения патриаршей грамоты с Иосифа была снята панагия, а он сам отправлен в Соловецкий монастырь).
В 1634–1635 г. благословил создание нерехтского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастыря и Оранской в честь Владимирской Божией Матери пустыни.
В 1635 г. возглавил церемонию перезахоронения в Архангельском соборе Московского Кремля останков царя Василия Ивановича Шуйского, перевезённых из Речи Посполитой. В 1636 г. освятил Казанский собор на Красной площади в Москве, построенный в память о событиях Смутного времени.
Около 1636 г. составил «Лествицу властем», утвердив порядок старшинства епархий, а также крупнейших монастырей Русской Церкви, настоятели которых бывали в Москве на соборах (названо 46 монастырей).
В 1636 г. в ответ на челобитную 9 нижегородских священников во главе с И. М. Нероновым с жалобами на церковные нестроения составил «Память тиуну И. В. Манойлову и поповскому старосте, никольскому попу Панкратию», в которой призывал искоренять бесчиние мирян и духовенства, многогласие, сокращение служб. Память была разослана всем епархиальным архиереям.
При Иоасафе I в целом соблюдались постановления Собора 1620 г. о перекрещивании римо-католиков и униатов при присоединении их к православию, а также о повторном крещении православных, крещённых обливательно. Материалы Собора вошли в мирской и иноческий Требники, выпущенные в 1639 г.
Совершил хиротонии соборного старца Троице-Сергиева монастыря Моисея в архиепископа Рязанского [10(20) января 1638], игумена тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Герасима (Кремлёва) в архиепископа Сибирского и Тобольского [31 мая (10 июня) 1640].
Продолжал издательские труды своих предшественников, предприняв огромную работу по «справе» богослужебных книг. На Московском печатном дворе и в типографии В. Ф. Бурцова (1633–1642) было выпущено около 40 изданий; часть из них была издана многократно (4 раза вышли Требник, Часослов, Псалтырь и проч.). Были изданы и новые книги, например «Азбука» (1637), «Потребник иноческий» (1639), Собрание слов святителя Иоанна Златоуста и др. В период патриаршества Иоасафа I смягчилось отношение к книгам литовской печати (Булычев А. А. История одной политической кампании XVII века. Москва, 2004. С. 96).
Погребён в Успенском соборе Московского Кремля.