Йонас Ханс
Йо́нас Ханс (Hans Jonas) (10.5.1903, Мёнхенгладбах, ныне земля Северный Рейн – Вестфалия, Германия – 5.2.1993, Нью-Рошелл, штат Нью-Йорк, США), немецко-американский философ. В 1921–1928 гг. учился в университетах Фрайбурга, Берлина, Гейдельберга и Марбурга у М. Хайдеггера и Р. Бультмана, в русле идей которых был создан его фундаментальный труд о позднеантичном гностицизме. В 1933 г. эмигрировал в Великобританию, в 1935 г. – в Палестину. В годы 2-й мировой войны сражался в армии Великобритании в рядах «Еврейского батальона». В 1949–1954 гг. преподавал в университетах Канады, в 1955–1976 гг. – в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, затем – в Принстонском, Колумбийском и других университетах.
В работах, посвящённых философско-биологическим проблемам, Йонас в противовес восходящему к Р. Декарту новоевропейскому дуализму духа и материи разрабатывал телеологическую концепцию «органического» как целостного бытия, уже в элементарных формах живой природы заключающего в себе начало свободы. Это стало исходным пунктом его онтологического обоснования этики, в центре которой взаимоотношение человека и природы. Отвергая традиционный этический «антропоцентризм», Йонас считал, что природа должна рассматриваться в её самоценности, а не только как пассивный объект человеческой деятельности. В условиях бурного развития различных технологий человеческое действие должно оцениваться с учётом его необратимых ближайших и отдалённых последствий как для самого действующего субъекта (технологии преобразуют не только вещи, но и людей), так и для «предмета» его воздействия. В программном труде «Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации» («Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation», 1979, – ответ на книгу Э. Блоха «Принцип надежды») Йонас сформулировал этический императив ответственности, оказавший большое влияние на развитие экологической этики: «Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с непрерывностью последующей жизни человека на земле». Предложенная Йонасом «эвристика страха» исходит из того, что только переживание общей опасности, прежде всего угрозы экологической катастрофы, может объединить людей самых разных воззрений и выступить в качестве негативного этического основания совместной ответственной деятельности в современную эпоху.