Философы

Йонас Ханс

Йо́нас Ханс (Hans Jonas) (10.5.1903, Мён­хен­г­лад­бах, ныне земля Северный Рейн – Вестфалия, Гер­ма­ния – 5.2.1993, Нью-Рошелл, штат Нью-Йорк, США), немецко-американский фи­ло­соф. В 1921–1928 гг. учил­ся в университетах Фрай­бур­га, Бер­ли­на, Гей­дель­бер­га и Мар­бур­га у  и , в рус­ле идей ко­то­рых был соз­дан его фун­даментальный труд о позд­не­ан­тич­ном . В 1933 г. эмиг­ри­ро­вал в Ве­ли­ко­бри­та­нию, в 1935 г. – в Па­ле­сти­ну. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны сра­жал­ся в ар­мии Ве­ли­ко­бри­та­нии в ря­дах «Ев­рей­ско­го ба­таль­о­на». В 1949–1954 гг. пре­по­да­вал в университетах Ка­на­ды, в 1955–1976 гг. – в Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке, за­тем – в Прин­стон­ском, Ко­лум­бий­ском и других университетах.

В ра­бо­тах, по­свя­щён­ных фи­лософско-био­ло­гическим про­бле­мам, Йонас в про­ти­во­вес вос­хо­дя­ще­му к но­во­ев­ро­пей­ско­му ду­ха и ма­те­рии раз­ра­ба­ты­вал те­лео­ло­гическую кон­цеп­цию «ор­га­ни­че­ско­го» как це­ло­ст­но­го бы­тия, уже в эле­мен­тар­ных фор­мах жи­вой при­ро­ды за­клю­чаю­ще­го в се­бе на­ча­ло сво­бо­ды. Это ста­ло ис­ход­ным пунк­том его он­толо­гического обос­но­ва­ния , в цен­тре ко­то­рой взаи­мо­от­но­ше­ние че­ло­ве­ка и при­ро­ды. От­вер­гая тра­диционный этический «», Йонас счи­тал, что при­ро­да долж­на рас­смат­ри­вать­ся в её са­мо­цен­но­сти, а не толь­ко как пас­сив­ный объ­ект че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. В ус­ло­ви­ях бур­но­го раз­ви­тия различных тех­но­ло­гий че­ло­ве­че­ское дей­ст­вие долж­но оце­ни­вать­ся с учё­том его не­об­ра­ти­мых бли­жай­ших и от­да­лён­ных по­след­ст­вий как для са­мо­го дей­ст­вую­ще­го субъ­ек­та (тех­но­ло­гии пре­об­ра­зу­ют не толь­ко ве­щи, но и лю­дей), так и для «пред­ме­та» его воз­дей­ст­вия. В про­грамм­ном тру­де «Прин­цип от­вет­ст­вен­но­сти: опыт эти­ки для тех­но­ло­ги­че­ской ци­ви­ли­за­ции» («Das Prinzip Ver­ant­wor­tung: Versuch einer Ethik für die techno­logische Zivilisation», 1979, – от­вет на кни­гу  «Прин­цип на­де­ж­ды») Йонас сфор­му­ли­ро­вал этический им­пе­ра­тив от­вет­ст­вен­но­сти, ока­зав­ший боль­шое влия­ние на раз­ви­тие : «По­сту­пай так, что­бы по­след­ст­вия тво­их дей­ст­вий бы­ли со­вмес­ти­мы с не­пре­рыв­но­стью по­сле­дую­щей жиз­ни че­ло­ве­ка на зем­ле». Пред­ло­жен­ная Йонасом «эв­ри­с­ти­ка стра­ха» ис­хо­дит из то­го, что толь­ко пе­ре­жи­ва­ние об­щей опас­но­сти, пре­ж­де все­го уг­ро­зы , мо­жет объ­е­ди­нить лю­дей са­мых раз­ных воз­зре­ний и вы­сту­пить в ка­че­ст­ве не­га­тив­но­го этического ос­но­ва­ния со­вме­ст­ной от­вет­ст­вен­ной дея­тель­но­сти в современную эпо­ху.

Редакция философии
  • Западная философия