Инерционный аккумулятор
Инерцио́нный аккумуля́тор, энергосиловая установка, использующая энергию, запасённую маховиком. Инерционный аккумулятор используется на жиробусах, ветровых установках, локомотивах, автомобилях, электростанциях и др.
Впервые идею использования маховика на новом виде транспорта – «маховозе» (разновидность локомотива) предложил в 1860 г. российский изобретатель инженер-поручик В. И. Шуберский. В 1883 г. британский адмирал Дж. А. Хауэлл разработал т. н. маховичную торпеду, в которой маховик, кроме накопления механической энергии, выполнял также и роль гиростабилизатора, задающего направление движения (скорость 45 км/ч на расстоянии под водой до 1 км). В 1929–1930 гг. в СССР инерционный аккумулятор был использован на ветроэнергетической станции (проект А. Г. Уфимцева и В. П. Ветчинкина). В 1953 г. швейцарская фирма Oerlikon выпустила серию из 17 маховичных автобусов (жиробусов), работающих на трассах длиной 4,5–7,7 км. В рудниках со взрывоопасной концентрацией газа или пыли инерционные аккумуляторы применяются на локомотивах. На прокатных станах инерционные аккумуляторы позволяют преодолевать возникающие пиковые сопротивления. Маховичный аккумулятор может запасать 5,5 кВт · ч энергии против 4,6 кВт · ч у электрохимических аккумуляторов. В США создана маховичная энергетическая установка для МКС, существенно превосходящая показатели использовавшихся ранее никель-водородных аккумуляторов. Испытывается инерционный аккумулятор мощностью 600 кВт для трамвая (с 2000, Германия).
Инерционные аккумуляторы с супермаховиком (маховик, имеющий высокую энергоёмкость, изготовленный из высокопрочных полимерных материалов) используются для регулирования (компенсации) частоты тока в электрической сети при пиковой нагрузке на АЭС или ТЭС. Фирмой Beacon Power разработаны т. н. кластерные инерционные аккумуляторы (с электронным управлением), реагирующие на скачки частоты (время стабилизации частоты порядка 5 мкс), что увеличивает коэффициент использования установленной мощности, повышает надёжность и устойчивость работы станций (потери энергии, закачанной и позднее забранной из инерционного аккумулятора, составляют 2 %, что заметно лучше, чем у систем хранения энергии, основанных на иных принципах, например у химических аккумуляторов, гидроаккумулирующих станций).