Маховик
Махови́к (маховое колесо), вращающееся тело, обычно симметричное относительно оси вращения, – накопитель энергии. Используется: в качестве инерционного аккумулятора механической энергии; для уменьшения неравномерности вращения валов (двигателей, компрессоров, насосов и др.), облегчения пуска двигателей и др.; как концентратор мощности, двигатель, работающий на накопленной энергии (например, на жиробусах), элемент гироскопических устройств и др.
Энергия, аккумулируемая маховиком, пропорциональна моменту его инерции и квадрату угловой скорости относительно оси вращения маховика. Размеры и масса маховика обычно определяются той энергией, которую он должен накапливать и отдавать машине. Как правило, маховики изготовляются из лучших сортов стали в виде отливок или поковок; удельная энергия таких маховиков – до 40 Вт·ч/кг (0,145 МДж/кг). Однако даже в этих изделиях при превышении допустимой окружной скорости происходит разрыв, приводящий к образованию крупных осколков, вызывающих разрушения окружающих конструкций. Чем прочнее литой или кованый маховик, тем опаснее его разрыв. Это вынуждает создавать маховики с очень большим запасом прочности, что приводит к снижению их эффективности. Маховики, изготовленные путём навивки из сверхпрочных (обычно углеродных) волокон малой плотности (супермаховики), позволяют повысить угловую скорость вращения и получать высокую удельную энергию – до 500 Вт·ч/кг (1,8 МДж/кг). При превышении допустимой окружной скорости (около 2 км/с) разрыв супермаховика не сопровождается образованием осколков и происходит относительно безопасно. Использование для навивки супермаховиков углеродных волокон повышенной прочности, получаемых с помощью нанотехнологий, позволит в перспективе значительно увеличить удельную энергию (свыше 50 кВт·ч/кг). Этот показатель не достижим ни для каких других накопителей энергии. Современные маховики по удельной мощности (Вт/кг) уже намного превосходят другие накопители энергии. В наиболее экономичных конструкциях маховик вращается в вакууме на магнитной подвеске, тогда энергия в нём сохраняется достаточно долго (в течение месяцев).
Наиболее перспективно применение супермаховиков для накопления дешёвой ночной электроэнергии и использования её днём или при пиковых нагрузках; для гибридных силовых агрегатов автомобилей.