Индуктивное мышление
Индукти́вное мышле́ние (от лат. inductio – наведение и мышление; индуктивное умозаключение), тип мышления, при котором общий вывод делается на основе рассмотрения и обобщения ряда эмпирических фактов.
Как метод познания индукция впервые упоминается Сократом и обозначает выведение общего понятия путём сравнения частных фактов между собой и исключения наименее подходящих. В философии Аристотеля под индукцией понимается умозаключение, совершённое путём движения от частного к общему. Аристотель выделяет также 2 вида индукции: полную – позволяющую рассмотреть абсолютно все элементы множества, относительно которого делается вывод, и совершить достоверный вывод, и неполную – охватывающую лишь некоторые элементы множества, не позволяющую сделать целиком достоверный вывод. Важная роль в рассмотрении индуктивного мышления отводится английскому философу Ф. Бэкону: в 17 в. в своём сочинении «Новый Органон», продолжая развитие теории индуктивного мышления как метода познания, пытался усовершенствовать индуктивный метод умозаключений и предложил использовать «Таблицы присутствия, отсутствия и степеней» для формирования более достоверных выводов.
Недостаточная достоверность выводов, сделанных путём индуктивных умозаключений, связана с тем, что индуктивное мышление опирается на данные наблюдения и сбор эмпирических фактов, а не на общие законы, и ограничивается невозможностью рассмотрения всех явлений, относящихся к определённому классу. Несмотря на это, индуктивное мышление составляет основу эмпирического метода исследования, направленного на проверку научных гипотез.