Ильмовая падь
И́льмовая падь, один из наиболее крупных могильников хунну, располагающийся в 23 км к северу от г. Кяхта (Бурятия, Россия). Датируется 1 в. до н. э. – 1 в. н. э., насчитывает не менее 300 курганов.
В начале 20 в. существовало местное предание о том, что в поисках сокровищ один из курганов Ильмовой пади ещё в 18 в. попытался раскопать русский поселенец по имени Липко. Позднее, в середине 19 в., богатствами древних курганов пожелал овладеть знатный монгольский лама, у которого имелись свитки, «писанные на бараньей коже», с точным обозначением места, где зарыт клад. Прослышав об этом, местные жители попытались завладеть старинными записями. Молва гласила, что лама отказался отдать документы и был убит, но перед смертью он успел съесть драгоценный пергамен. Насколько точны эти сообщения, судить трудно. Свидетельствами современников подтверждается только тот факт, что в 1889 г. несколько могил раскопал некий монгольский лама (Талько-Гринцевич. 1899. С. 2–3).
Начало археологическим исследованиям Ильмовой пади положили работы Ю. Д. Талько-Гринцевича, который в 1896–1897 гг. провёл здесь раскопки, составил подробное описание памятника, указал примерное количество курганов, выделил основные типы наземных сооружений и погребальных конструкций. В дальнейшем раскопки могильника проводили Г. П. Сосновский (1928–1929), П. Б. Коновалов (2-я половина 1960-х гг. – середина 1970-х гг.), С. В. Данилов (середина 1990-х гг.), Б. Б. Дашибалов (2000-е гг.). Могильник занимает северный склон одноимённой пади. На его территории выделяются восточный, центральный и западный участки с примерно равным количеством курганов. На восточном и центральном участках отмечены локальные курганные группы, которые состоят из большого кургана и расположенных рядом с ним курганов меньших размеров. На западном участке зафиксированы только малые курганы.
Курганы Ильмовой пади различаются формой, размерами, глубиной могил и типом погребальных конструкций. Захоронения совершались по обряду ингумации в положении вытянуто на спине, головой в северном направлении. В курганах диаметром 5–6 м преобладают захоронения в гробах, глубина могил не превышает 1,75 м. В больших курганах, размер которых достигает 10 × 10 м, глубина могил может быть не менее 4 м. Погребальная конструкция – сруб в два-три венца, в котором помещался гроб с телом покойного. В Ильмовой пади также был исследован один «княжеский» курган. Его наземное сооружение представляло собой каменную ограду прямоугольной формы 16 × 15,5 м и высотой до 1 м, сложенную из крупных гранитных плит. К южной стенке наземного сооружения примыкала каменная кладка трапециевидной формы длиной 14 м, под которой находился ведущий в могилу дромос. Небольшая пристройка имелась с северной стороны ограды. Внутреннее пространство могильной ямы было разделено каменными перегородками. В могиле глубиной 8,5 м была установлена деревянная погребальная камера. В ней находился сруб с гробом. В кургане был погребён мужчина преклонного возраста. Захоронение ограблено задолго до его археологического изучения. Сохранились фрагменты тканей нескольких видов, ленты из золотой фольги, бронзовые четырёхлепестковые розетки и фрагменты керамики. Рядом с курганом были выявлены 2 сопроводительных погребения. Вероятно, в данном случае находят археологическое подтверждение сообщения китайских хроник о существовании у хунну обряда сопогребения, когда вслед за представителем знати «в иной мир» отправлялись его «любимые слуги».
Большинство курганов Ильмовой пади ограблено в древности или, судя по сообщению Талько-Гринцевича, в более позднее время. Однако материалы раскопок позволяют говорить о значительном разнообразии сопроводительного инвентаря, типичного для культуры хунну. В погребениях встречены горшки и кувшинообразные сосуды, часть из которых изготовлена на ручном гончарном круге (поворотной подставке). Высоким качеством выделки отличается керамика серого цвета, сформованная из хорошо отмученной глины и превосходно обожжённая. Поверхность сосудов лощёная. Орнамент в виде волнистых линий (прорезной или выполненный из налепных валиков). Конское снаряжение и оружие представлены железными удилами с псалиями, трёхлопастными наконечниками стрел с костяными свистунками и костяными накладками на лук. Также обнаружены железные и бронзовые пряжки, ложечковидные подвески, фигурки коней, небольшая ажурная пластина (?), стеклянные бусы и т. д. Среди предметов обихода выделяются находки костяных палочек для еды и маленькой лопаточки (возможно, использовалась в качестве мутовки). Особо следует отметить скульптурное изображение птички из белого мергеля и костяной цилиндр с изображением крылатого дракона.
Обращает внимание значительное количество импорта. Выявлено несколько видов китайских тканей, которые, помимо прочего, использовались для драпировки гробов. Кроме этого, в Ильмовой пади найдены остатки нескольких лакированных чашечек (сопоставимы с находками из Ноин-Улы) и обломки изделия из белого нефрита. В 4 погребениях могильника встречены фрагменты китайских бронзовых зеркал. Эти находки свидетельствуют о связях хунну с Древним Китаем, хотя и не раскрывают характера их отношений.
Полученные в ходе исследования Ильмовой пади данные позволяют судить о социальной структуре хуннского общества, а также предоставляют возможность ознакомиться с традициями и обычаями этого народа.
Материалы раскопок Ильмовой пади хранятся в Кяхтинском краеведческом музее имени академика В. А. Обручева, Государственном Эрмитаже, музее Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.