Государственное строительство
Госуда́рственное строи́тельство, формирование основ государственного устройства, включая ценностные основания, выработка общих принципов функционирования государства, учреждение ключевых для его функционирования институтов и установление отношений между ними.
Понятие «государственное строительство» часто соотносят с ранней фазой становления государства, в том числе с периодом освобождения страны от колониальной зависимости или сменой модели государственности. «Государственное строительство» может рассматриваться как метафора, основывающаяся на уподоблении создания государства строительству дома.
В современной зарубежной политической науке распространение понятия «государственное строительство» связывается с работами американского социолога Ч. Тилли. В теории Тилли генезис государств исторически сопрягается с военными конфликтами [«Как война создаёт государства и наоборот» (Tilly. 1987)]. Сопряжённость с военными конфликтами определяла в этом подходе возрастание роли институтов насилия на стадии становления государств (Тилли. 2009). Важнейшими направлениями деятельности государства на стадии государственного строительства Тилли считал следующие:
ведение войн;
ликвидацию или нейтрализацию соперников на его собственной территории;
защиту территории;
добычу или привлечение средств для решения первых трёх задач.
Задача добычи ресурсов для борьбы с внешними и внутренними врагами обусловливала институциализацию также функций производства, контроля, распределения и судебных решений. На фискальных аспектах государственного строительства акцентировал, в частности, внимание, в развитие подхода Тилли, американский политолог Дж. Хербст. Как крупнейший стимул государственного строительства характеризовал войну также автор концепции столкновения цивилизаций С. Хантингтон. С ситуацией конфликта связывал государственное строительство Ф. Фукуяма, выделявший 3 стадии государствогенеза:
постконфликтной перестройки;
создания собственных институтов управления;
их укрепления.
Развитие концепции государства-нации обусловливало тенденцию соединения понятий государственного строительства и национального строительства. Связь с войной в объяснении характера государственного строительства и дальнейших тенденций развития государства являлось общей доминирующей линией западной политологии.
Российская теория государственного строительства строится на идеях ответа на внешние угрозы, реализации миссии (высшего замысла), естественной потребности в солидаризации. Угрозы извне как вызов выживанию и сохранению культурной идентичности обусловливали необходимость создания системы безопасности, военного, а соответственно, и государственного строительства.
Российское государственное строительство акцентировалось на замысле обустройства жизни в соответствии с определёнными идеалами, для чего требовалась направляющая и организующая сила в виде государства. Связь государственного строительства с потребностью в солидаризации соотносилась с осмыслением государства в качестве «большой семьи». Развитием такого понимания стало выдвинутое президентом России В. В. Путиным в 2024 г. положение о взгляде на Россию как на «семью семей».